Белорусская торговля: от времен советского дефицита до последней деноминации

Белорусская торговля: от времен советского дефицита до последней деноминации

Наверное, даже психологи не знают человека так, как работники торговли. Продавцы, кассиры и консультанты хранят маленькие секреты покупателей: например, как серьезные бизнесмены играют в радиоуправляемые машинки, а матери семейств часами обезьянничают перед зеркалом

31 июля мы отпраздновали профессиональный праздник – День работников торговли.

«Всем все было надо, а ничего не было»

Товаровед 1-й категории «ГУМа» Анатолий Кулинкович проработал в универмаге более 30 лет, из них около 15 стоял за прилавком.  Он вспоминает историю, произошедшую в 80-е. Подходит к прилавку мальчишка лет 13-ти: «Дяденька, там мужчина радиоприемник украл!». Посмотрели – действительно пропал! «Приемник тот стоил 135 рублей. У младшего продавца в то время аванс был 40 рублей, а получка 70. В общем, деньги немалые, – рассказывает Анатолий Кулинкович. – Когда понял, что вора не поймать, пошел виниться начальству. Пообещал, что отдам деньги». Через пару часов мальчик вернулся: «Дяденька, я вора выследил. Он сейчас на почтамте, приемник продать пытается». «Тут же с милицией поехали по наводке, взяли вора. Когда все улеглось, оглядываемся – а мальчишки того и нет. Сообщил этот пионер-герой о краже, помог и ушел как ни в чем не бывало. А мы ему даже шоколадку дать не успели», – до сих пор с сожалением вспоминает наш герой.

По роду службы Анатолию Евгеньевичу приходилось сталкиваться с абсолютно разными людьми, особенно в 90-е. «Тогда в магазин приходили все, начиная от работника завода Вавилова и заканчивая довольно состоятельными людьми. Потому что всем все было надо, а ничего не было», – вспоминает товаровед. Но бывали случаи, когда кому-то было «нужнее», чем остальным.

В то непростое время, по мнению героя, люди были добрее друг к другу, многие с юмором старались относиться к сложностям. Приходят в универмаг два поляка, смотрят телевизоры. «Марек, а Марек, как думаешь, хороший тот телевизор или нет?». Второй вздыхает: «Телевизор, как жонка – поначалу они все хорошие».

Несмотря на все трудности, люди не забывали и о делах сердечных. Вспоминает Анатолий Кулинкович, как молоденькая продавщица, погруженная в работу, не распознала в надоедливом покупателе ухажера, который неуклюже пытался познакомиться. Собрав длиннющую очередь, он забросал бедняжку вопросами: «А это кассета, да? А сколько она минут? Девяносто? А сколько одна сторона? Сорок пять?». Когда в очереди не закипел только чайник, он добавил контрольный вопрос: «А вторая?».

«А буква «г», по-вашему, что значит?»

Сегодня товароведу Кулинковичу приходится общаться с клиентами не меньше – именно к нему приходят за помощью, когда что-то не работает, он же принимает возвращаемый товар. «У нас люди сначала включают технику, а потом уже читают инструкцию. Я и сам так делаю», – улыбается Анатолий Евгеньевич. По его словам, частенько случается, что ремонт «неисправной» техники ограничивается советом включить прибор не в электросеть, а в радиоточку.

«В 1990-е, помню, появились у нас в радиотоварах джойстики. Это в то время, когда многие не знали, что такое компьютер!» – начинает рассказывать товаровед. Приходит покупатель возвращать товар: «Вы мне продали джойстик. Наверное, он бракованный». «С чего взяли?». «На него бумажка наклеена с буквой «б», – показывает. – Наверное, это брак». А тогда такими буквами обозначали фамилии поставщиков. Продавец поворачивается, берет с полки другой джойстик: «А буква «г», по-вашему, что значит?».

ReeadMoreBlock

Современные покупатели, насмотревшись зарубежных шоу и начитавшись модных журналов, знают, чего хотят. Но случается, что в погоне человека за брендом теряются логика и здравый смысл. «Однажды в секцию радиотехники заглянул мужчина, остановился у батареек, – рассказывает Анатолий Кулинкович. – Потом зовет консультанта и спрашивает, сколько батареек – называет марку – ему нужно для вот такого фонарика. Консультант посмотрел: «Две». Покупатель подумал-подумал: «Но в рекламе говорят, что одна заменяет три…».

Как рассказывает Анатолий Евгеньевич, товар возвращают по самым разным причинам, и неисправность – далеко не первая в этом списке. «Недавно произошел такой случай. Приносит мужчина наручные часы. Спрашиваем, что случилось. Оказалось, он нашел в Интернете эту модель часов, а там было указано, что они – женские, – с улыбкой вспоминает наш герой. – Тогда удалось убедить покупателя, что на его мужественной руке они вовсе не кажутся женскими».

«Кто там?»

«Изменилось время, изменились и люди. Стали более жесткими. Не представляю, как продавцы выдерживают? Уж очень нервная работа», – говорит Анатолий Кулинкович.

Во времена, когда «клиент всегда прав» почему-то забывают, что вседозволенность очень портит характер. И когда закон вовсю защищает потребителей, совсем не вспоминают о продавцах, которые не защищены от оскорблений и раздражения покупателей. «Есть люди, которые приходят в магазин не что-то купить, а целенаправленно – поругаться, пожаловаться. С такими тяжелее всего», – вздыхает Анатолий Евгеньевич.

От людской озлобленности и раздражения многие продавцы пытаются защититься юмором. И некоторые, бывает, переходят границы. Недавно произошел случай, когда в справочную одного магазина позвонил дед: «Есть у вас ящички?» На справке тогда сидела девушка, бойкая на язык: «Ящички есть, и даже для всего тела». К слову, она в магазине больше не работает.

Анатолий Евгеньевич считает, что за прилавком обязательно должны стоять люди творческие и с юмором. Способность переводить все в шутку – очень ценное качество для продавца. «У нас в «ГУМе» работают потрясающие женщины, после общения с которыми уходишь с улыбкой, – рассказывает товаровед. – Стоит на двух кассах один продавец. И в одной, и во второй очередь. Парень, устав ждать и закипая, берет ручку и начинает стучать ею по столешнице, подзывая продавца. «Кто там?» – с всем известной интонацией спрашивает наша Наташа, не отрываясь от дела. И тут же вся очередь начинает улыбаться и всякое раздражение уходит».

***

Многие заметили, что с деноминацией люди стали чаще улыбаться. Продавцы вместе с покупателями считают сдачу и вместе смеются, когда рассыпается непривычная пальцам мелочь и терпеливо ждут, а то и всей очередью помогают собирать непослушные монетки. Нет, не стали люди жестче и злее. Просто нужен был повод, чтобы в суете дней увидеть друг друга.

поделиться в соцсетях