«Белорусские горки»: за последние 7 лет — ни одного случая со смертельным исходом

«Белорусские горки»: за последние 7 лет — ни одного случая со смертельным исходом

Недавно в Минске произошло происшествие, которое заставило некоторых задуматься о безопасности аттракционов. В парке Челюскинцев четыре человека застряли на «Джамбо Джет». В народе этот аттракцион еще называют «Американские горки». К счастью, никто из пассажиров не пострадал

Поход в парк на аттракционы — один из популярных вариантов времяпровождения горожан в теплые весенние и летние месяцы. Но есть люди, которые стараются обходить эти конструкции стороной из-за страха застрять на высоте или получить травмы. В психологии даже есть термин «карнолеварефобия» — боязнь аттракционов.

Последний случай в столице обошелся без травм, но у людей сразу же появились свои версии причин случившегося: старые конструкции, недосмотр работников и проверяющих. Как обстоит дело на самом деле, разбирался корреспондент belchas.by.

Сколько «живут» карусели?

Нормативный срок эксплуатации аттракционов, как правило, составляет от 6 до 10 лет. Но при хорошем состоянии и работоспособности аттракционы могут использоваться и дольше. Своеобразным лидером по этому критерию сегодня является Минская область, где на начало этого года было почти 82% «возрастных» конструкций.  Для сравнения, в столичных парках их вдвое меньше — всего 43%.  Лучше всего ситуация обстоит в Гомельской области, где аттракционы от 10 лет и старше составляют 40%.

Старые аттракционы должны быть заменены в Беларуси до 2020 года, и этот процесс уже идет. Однако не всегда на месте отжившей свое конструкции появляется новая. Ведь аттракционы — удовольствие не из дешевых: в зависимости от сложности механизма цены варьируются от нескольких десятков тысяч долларов до миллионов.

ReeadMoreBlock

К слову, самым старым аттракционом в Минске сегодня считаются «Русские качели». Знаменитые «Лодочки» установили в парке культуры и отдыха им. Горького еще в 1970-х годах, но и сегодня они пользуются популярностью.

Все под контролем

Ежегодно перед началом сезона аттракционы должны проходить техническое освидетельствование. Но это касается только конструкций, сопряженных с опасностью – поднимающихся на высоту, вращающихся и переворачивающихся. Проверками занимаются сотрудники  Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Беларуси (Госпромнадзора) либо специализированных организаций, получивших его разрешение.

«Во время технического освидетельствования эксперты обращают внимание буквально на все – от наличия паспорта до целостности конструкций и изоляции проводов электрооборудования, — рассказывает начальник управления надзора за безопасностью подъемных сооружений и аттракционов Госпромнадзора Петр Климко. — Обязательно выполняются электрофизические измерения. Еще один важный пункт — надежность крепления посадочных мест и крепления самой конструкции к фундаменту. Ограждение также проверяют на соответствие требованиям эксплуатационных документов».

Затем аттракцион запускают — без нагрузки и с нагрузкой. В качестве таковой, как правило, используют мешки с песком, имитирующие вес пассажиров. Если все в порядке, Госпромнадзор дает разрешение на эксплуатацию. Есть и менее масштабный контроль, при котором аттракционы проверяются ежедневно. Правда, уже не экспертами, а владельцами, которые смотрят наличие дефектов, проводят пробный запуск.

Схожие правила, кстати, действуют и для передвижных горок и каруселей. Единственное различие заключается в том, что техническое освидетельствование им необходимо после каждой установки на новом месте. Нюанс есть также и в проверках аттракционов, отработавших свыше 10 лет — для них обязательна процедура технического диагностирования.

По словам Петра Климко, будет ли готов аттракцион к сезону, во многом зависит от отношения владельца. Если на зиму горку, скажем, просто закрыли и оставили дожидаться весны, на хорошие результаты технического освидетельствования особо рассчитывать не стоит.

«Как и в любой технике, одной из причин неисправностей может быть износ материалов. Особенно часто поломки случаются, если аттракцион своевременно не обслуживают, детали не смазывают и не меняют на исправные, — поясняет собеседник. — Конечно, важную роль играет и правильная эксплуатация. Например, аттракцион рассчитан на 20 человек, а пришло 5-10. Чтобы избежать ассиметричной нагрузки и перегрузки, пассажиров нужно разместить равномерно. Но на деле об этом помнят не все работники аттракционов».

Возможно, что именно несоблюдение требований эксплуатации и стало причиной инцидента на «Американских горках» в парке им. Челюскинцев. При проверке все подшипники и движущиеся части конструкции оказались в порядке, а инерцию тележка могла потерять из-за того, что в ней было недостаточно людей. Ведь как обычно бывает: аттракцион до конца не заполнился, клиенты не хотят ждать, а владельцы, соответственно, не хотят терять клиентов.

Опасный безопасный аттракцион

Надо сказать, что до 2009 года, когда проверками занялся Госпромнадзор, аттракционов можно было опасаться небезосновательно. Практически ежегодно фиксировались не просто экстренные, а трагические случаи. В 2001 году мужчина погиб в передвижном «Луна-парке» в Калинковичах, еще две женщины получили травмы. В 2002-м в столичном парке им. Горького 43-летний минчанин стал жертвой аттракциона «Сюрприз».  Еще через год на четырехметровой горке «Бобровая дорога» в Бресте разбилась девушка.  Последний серьезный случай произошел в 2008 году в парке им. Челюскинцев, где слетела с каркаса цепочная карусель.

Причины, по которым возникают ЧП, различны. Не исключен человеческий фактор, что касается не только обслуживающего персонала аттракционов, но и посетителей: первые недосмотрели, вторые пренебрегли правилами пользования.

«Включающий аттракцион дежурный должен следить и за тем, можно ли допускать того или иного пассажира, правильно ли пристегнуты ремни безопасности и пристегнуты ли вообще. Работа очень ответственная, — отмечает Петр Климко. — Однако случается, что посетители уже на запущенном аттракционе отстегиваются, перевешиваются через края кабинок, раскачиваются. Нарушают правила не только дети, но и взрослые».

Любой аттракцион изначально проектируется безопасным. Иными словами, перегрузки, кувырки и повороты на нем не превышают допустимых пределов. Опасными карусели часто становятся по вине людей. Скажем, в правилах пользования написано, что на аттракцион не допускаются люди с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Но кто-то из «сердечников» все же решается получить свою порцию адреналина и ему становится плохо. Аттракцион сразу же обретает славу «опасного». Начальник управления приводит еще один случай: две подруги катались на аттракционе «Клоун» в парке им. Челюскинцев. Его особенность заключается в том, что конструкция вращается на 360 градусов вперед-назад. В итоге с одной девушкой все хорошо, а второй стало плохо, она попала в реанимацию. Проверка показала, что никаких нарушений в работе аттракциона нет –  просто посетительница не рассчитала свои возможности.

ReeadMoreBlock

Иногда люди остаются недовольны оказанными им услугами, а некоторые даже грозятся обратиться в прокуратуру или суд. Юридически они имеют такое право, но пока, признается Петр Климко, в практике подобные случаи редки. А вот по жалобам граждан сотрудникам Госпромнадзора иногда приходится выезжать.

«Чтобы развлечения на аттракционах принесли только положительные эмоции, я бы советовал сначала ознакомиться с правилами пользования, которые должны быть при входе. Там же должна быть информация о техническом освидетельствовании. Если их нет, лучше на такой аттракцион вовсе не садиться, — заключает специалист. — Плюс надо посмотреть, как двигается карусель, с какой скоростью. Чувствуете, что организм не выдержит нагрузки – поищите что-нибудь другое».

Проблемы из воздуха

Уже второй год подряд несчастные случаи происходят в Беларуси на надувных горках.  В мае прошлого года в Горках порыв сильного ветра опрокинул две таких установки, пострадали 9 детей. Похожее ЧП случилось несколько недель назад в Новополоцке, в результате травмы получил четырехлетний мальчик.

Оказывается, надувные горки и батуты, которые часто называют аттракционами, к таковым не относятся – это категория надувного игрового оборудования. Такие горки, как и аттракционы, проходят техническое освидетельствование: не реже раза в год, после межсезонного хранения. Проверками занимаются организации, аккредитованные Госстандартом.

Кстати, требования к эксплуатации, техническому обслуживанию надувного игрового оборудования, а также обязанности владельца определены правилами технической безопасности, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30.07.2015 № 35.  До этого подобных правил в Беларуси не было.

поделиться в соцсетях