Белорусские спа-центры получили «свидетельство о рождении»

Белорусские спа-центры получили «свидетельство о рождении»

С 1 сентября 2015 года вступил в действие общегосударственный стандарт СТБ 2412-2015 «Услуги бытовые. Спа-услуги. Термины и определения». Эту дату можно считать официальным днем рождения спа в Беларуси. Что теперь изменится в спа-индустрии и кто в большей степени ощутит действие нововведений, выясняла корреспондент belchas.by

Мировые эксперты говорят о растущей популярности спа. По данным исследования, представленным на форуме Global Spa & Wellness Summit, в 2014 году в мире насчитывалось более 100 тысяч крупных салонов, оказывающих такого рода услуги. С 2007 года количество этих заведений увеличилось на 34 тысячи, а рост мировой спа-индустрии составил 58%.

Все больше белорусов начинают понимать, что спа становится одним из синонимов здорового образа жизни, поэтому этот метод оздоровления и релаксации активно распространяется и в нашей стране. В одном только Минске работают десятки спа-салонов, центров и студий. Модную приставку «спа» используют при оказании некоторых услуг парикмахерские и салоны красоты. Еще совсем недавно лишь немногие специалисты и конечные потребители понимали, что под собой подразумевает термин «спа». Благодаря вступившему в действие стандарту, разобраться станет проще. А вскоре увидит свет еще один стандарт – «Услуги бытовые. Спа-услуги. Общие требования». Разработчиком стандартов выступил Минторг при непосредственном участии Ассоциации прикладной эстетики и спа.

Спа или не спа?

Регулятором стремительно развивающейся сферы спа-услуг в республике выступят оба выше перечисленных документа. Термины и определения, содержащиеся в первом стандарте, дадут возможность информировать потенциальных клиентов о том, какие спа-услуги им могут предложить в том или ином спа-объекте. В документе также определены основные зоны спа-объекта и категории персонала, непосредственно занятого оказанием услуг. Разъясняется, что спа-услуга — это бытовая услуга общеоздоровительного, косметического, релаксирующего или комплексного воздействия, оказываемая в условиях высокой комфортности. Это, к примеру, различные виды бань, обертываний, нелечебных массажей и многое другое.

Второй стандарт – «Общие требования» – планируется ввести в действие до конца 2015 года. Его проект находится в настоящее время на экспертизе в БелГИСС.

«Эти два документа созданы с учетом белорусской действительности и законодательства, особенно это касается стандарта «Общие требования», — пояснила консультант управления бытового обслуживания населения Министерства торговли Антонина Космачёва. — В стандарте определена классификация спа-услуг, например, по технологическому принципу они разделены следующим образом: водные, термальные, релаксирующие, мануальные, бальнео- и талассоуслуги, а также дополнительные (эстетические и гигиенические) услуги в спа-объекте. Указаны требования безопасности, в том числе и экологической, а также требования к специальной подготовке персонала, зонированию помещений, оборудованию зон, качеству обслуживания и дополнительному комфорту в объектах разных категорий».

ReeadMoreBlock

«Введение в действие новых стандартов не повлечет за собой проблем для организаций, связанных с сертификацией данного вида услуг, — заверила Антонина Космачёва. — Но факт остается фактом: некоторые заведения, которые позиционируют себя как спа, таковыми не являются. Теперь потребитель, учитывая ГОСТы, сможет выбрать, куда отправиться за оздоровлением и красотой, и оценить, какой объект он все-таки посетил».

Самим же организациям, оказывающим такие услуги, госстандарты помогут определиться с категорией, к которой себя отнести в качестве спа-объекта: спа-центр, спа-салон или спа-кабинет. А если предоставляемые ими услуги не соответствуют положениям стандартов, тогда возникает вопрос правомерности использования в названии объекта термина «спа».

Национальный колорит или развесистая клюква?

Введение национальных стандартов должно способствовать развитию рынка спа-услуг в Беларуси. Предоставлять широкий спектр этих услуг станет легче, поскольку все нормы прописаны. Как отметили в Минторге, расширение ассортимента спа-услуг и повышение их качества должно привлечь в нашу страну больше туристов. Прежде всего, это касается белорусских санаториев, которые отличаются достаточно мощной лечебной базой, и уже давно принимают зарубежных гостей. А вот спа-услуги по оздоровлению и релаксации в санаториях – новая тема. По результатам опроса, который Ассоциация прикладной эстетики и спа провела среди руководителей санаториев, можно сделать вывод, что спа-услуги в санаториях оказываются: «Да, спа у нас есть – это спа-капсула!». В окупаемости спа-капсул, приобретенных за немалые деньги, помогут технологии, определенные стандартами, ведь в этих агрегатах можно проводить много оздоровительных и релаксирующих ритуалов.

Особенно привлекательными для туристов могут стать спа-услуги с национальным колоритом. Мы по праву гордимся природными факторами Беларуси: озонотерапией наших лесов, акваторией наших рек и озер, недрами нашей земли, богатыми природными источниками минеральных вод и грязей и, наконец, белорусским радоном и спелеопроцедурами в глубине солигорских шахт. Природные факторы Беларуси будут способствовать развитию спа-услуг. Но как организовать национальный колорит в городских спа? Как применить клюкву, льняные и гречишные семена, сапропелевые грязи, когда санитарно-гигиенические органы строго контролируют профессиональную косметическую продукцию, используемую в спа-услугах? Ведь использование натуральных продуктов в услугах для потребителя в Беларуси без прохождения процедуры сертификации запрещено.

«Я считаю, что для спа по-белорусски в городских спа-объектах нужен отдельный опыт, которого в нашей стране пока, к сожалению, нет, — высказалась на этот счет владельца первого в Беларуси спа-салона Orchid Spa by Anne Semonin Ольга Качалова. – Да, практикуется массаж льняными мешочками с содержимым льняных и гречишных семян на свой страх и риск. Сомневаюсь, что те, кто заявляет о, например, клюквенных или льняных обертываниях, используют для этого исключительно натуральные продукты. Как правило, это импортная косметика, в составе которой используются компоненты натурального происхождения, приготовленные в условиях лабораторий – экстракты, изготовленные из ягод, водорослей, трав и так далее».

Стоит отметить, что спа-туризм сегодня распространен не только в экзотических Таиланде, Индонезии или Тунисе. Европейские страны также привлекают желающих улучшить свое здоровье и внешний вид. Например, во Франции наиболее популярным является спа-курорт Виши, который славится минеральными водами. В списке лидеров мирового спа-туризма находится и Германия. «Фишкой» одного из самых известных немецких курортов Баден-Баден являются процедуры с использованием термальной воды. В Европе славятся своими спа-услугами Чехия, Болгария, Венгрия, Италия, Греция и даже горнолыжные курорты Австрии.

«На мой взгляд, туристов нужно привлекать в Беларусь историческими ценностями, архитектурой и по продвижению туристических услуг пожелаю потрудиться Министерству спорта и туризма, а спа-услуги будут сопутствующим компонентом визита в нашу страну, — пояснила Ольга Качалова. — И этнический оттенок спа-услугам мы придадим».

В целом, по мнению Ольги Качаловой, госстандарты по спа-услугам необходимы как регламент. А вот клиентам, решившим отправиться за красотой и здоровьем в нашу Синеокую, вовсе не обязательно туда заглядывать. Ведь основные признаки достойного спа-объекта заметны с порога, и, в первую очередь, с гостеприимного отношения к посетителям.

поделиться в соцсетях