Более 5 млн долларов возвратили профсоюзы трудящимся за последние 5 лет

Более 5 млн долларов возвратили профсоюзы трудящимся за последние 5 лет

Анализ законодательства и оценка проектов нормативных правовых актов, затрагивающих трудовые и социально-экономические права граждан, отстаивание интересов человека труда – таковы приоритеты работы главного управления юридической работы и правового обеспечения аппарата Совета Федерации профсоюзов Беларуси

 О его значимой роли в нормотворческом процессе свидетельствует тот факт, что за 5 лет юристами ФПБ рассмотрены около 300 проектов нормативных правовых актов, то есть в среднем около 60 проектов в год.

«На основании поручения главы государства все проекты нормативных правовых актов, касающиеся трудовых прав и социально-экономических интересов работников, должны предварительно согласовываться с ФПБ. Нередко Федерация профсоюзов самостоятельно вносит предложения по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты, – рассказывает Татьяна Васючкова, начальник управления правового обеспечения главного управления юридической работы и правового обеспечения аппарата Совета ФПБ. – За последние 5 лет на счету ФПБ немало побед. В 2011 году, например, сотрудниками правовой службы проделана огромная работа по внесению изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О профессиональных союзах», а также в Трудовой кодекс Республики Беларусь. Так, проект данного закона рассматривался ФПБ 5 раз, а Трудового кодекса 2 раза. При этом представители профсоюзов неоднократно принимали участие в работе комиссий по обоим проектам. Ряд норм, ухудшающих права работников, благодаря принципиальной позиции профсоюзов был исключен из законопроектов».

Федерация профсоюзов поддержала инициативу правительства об установлении внеочередного порядка платежей по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, в случае банкротства предприятия-должника, а также по поиску возможности выплаты образовавшейся задолженности в таких организациях.

В 2012 году дали положительный результат обращения ФПБ в Совмин по внесению изменений в существовавший порядок уплаты взносов на профессиональное пенсионное страхование за труд на вновь созданных рабочих местах. «Период работы от даты создания нового рабочего места до даты издания приказа об утверждении результатов аттестации, на практике составляющий до 6 месяцев, включался в стаж для определения права на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, но не засчитывался в стаж для профессионального пенсионного страхования, – объясняет Татьяна Васючкова. – В конце 2012 года эту проблему удалось решить внесением изменений и дополнений в постановление Министерства труда и социальной защиты от 14 июня 2005 г. № 86 «Об утверждении инструкции о порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, утвержденных постановлением Совета Министров от 25 мая 2005 г. № 536».

В этом же году Федерация профсоюзов вмешалась в подготовку проекта изменений в Закон «Об индексации доходов населения с учетом инфляции». Авторы поправок предложили возмещать инфляционные потери не в соответствии с коллективным договором, а на основании локальных нормативных правовых актов нанимателя. Другое предложение предполагало упразднить данный закон, а потери в доходах от инфляции компенсировать повышением тарифной ставки 1-го разряда. И то и другое могло существенно ухудшить положение трудящихся. ФПБ удалось отстоять действующие нормы Закона «Об индексации доходов населения с учетом инфляции», обеспечивающие работникам стабильную и понятную компенсацию инфляционных потерь.

В процессе работы по совершенствованию Закона «Об установлении порядка повышения размера минимальной заработной платы» национальный профцентр настоял на нецелесообразности устанавливать размеры МЗП для различных категорий работников в зависимости от условий их труда в определенном виде экономической деятельности.

В 2013 году были учтены предложения Федерации профсоюзов и подписан Указ № 441 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения». Изданию документа предшествовали обращения в Администрацию Президента и правительство по вопросу реализации на практике Закона «О профессиональном пенсионном страховании». Его нормы не в полной мере обеспечивали равные выплаты досрочной профессиональной пенсии работникам, отработавшим одинаковое время в одинаковых условиях. Также беспокоил ФПБ невысокий размер досрочной профессиональной пенсии по сравнению с досрочной трудовой пенсией. Расчеты показали, что многие работники существенно теряют в деньгах. Федерации профсоюзов Беларуси удалось достичь взаимопонимания с социальными партнерами.

В 2014 году наконец увенчалась успехом многолетняя работа ФПБ по освобождению детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва профсоюзов от арендных и коммунальных платежей за используемые помещения. Указом Президента от 14 июля 2014 г. № 342 внесены соответствующие изменения и дополнения в указы Президента Республики Беларусь от 21 февраля 2006 г. № 107 и от 29 марта 2012 г. № 150.

«Еще одной важной инициативой ФПБ стала попытка добиться внесения изменений в постановление Совета Министров от 31 июля 2014 г. № 744 «Об оплате труда работников». В данном нормативном правовом акте было предусмотрено уменьшение фонда заработной платы организации за отчетный месяц при невыполнении опережающего роста производительности труда над ростом номинальной начисленной среднемесячной зарплаты до размера, обеспечивающего соотношение роста производительности труда и заработной платы не менее 1,0, – рассказывает Татьяна Васючкова. – Федерация профсоюзов провела мониторинг, согласно которому в ряде организаций произошло существенное и необоснованное снижение зарплаты работников. Это едва ли могло мотивировать сотрудников к высокопроизводительному труду и отрицательно сказывалось на морально-психологической обстановке в трудовых коллективах. С 1 января 2015 года обязательность корректировки фонда оплаты труда отменена».

ФПБ продолжает настаивать на доработке постановления правительства от 28 июня 2013 года № 569 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», которое существенно ухудшает финансовое положение работников. На эту проблему обращено особое внимание, однако выработать с государственными органами конструктивные решения пока не удалось. Национальный профцентр намерен и далее добиваться пересмотра правил оплаты больничных листов по отдельным, важным для работников позициям.

Профсоюзы осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства о труде в соответствии со ст.463 Трудового кодекса и на основании Указа от 6 мая 2010 года № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами». Профсоюзные юристы, обладая полномочиями правовых инспекторов труда, участвуют в осуществлении общественного контроля за соблюдением законодательства о труде, о профсоюзах, контролируют выполнение коллективного договора на предприятии.

«Чтобы повысить эффективность общественного контроля за соблюдением законодательства о труде, ежегодно проводятся обучающие семинары для правовых инспекторов труда, иных представителей профсоюзов. Для совершенствования локального информационно-методического руководства контрольной деятельностью профсоюзных организаций были разработаны различные методические рекомендации, – рассказывает Светлана Котова, начальник управления юридической работы главного управления юридической работы и правового обеспечения аппарата Совета ФПБ.

За 5 лет правовыми инспекторами труда, руководителями и уполномоченными представителями профсоюзов было проведено 183,5 тыс. проверок и мероприятий по общественному контролю более чем в 61 тыс. организаций. По их результатам выдано около 5 тыс. представлений об устранении свыше 163 тыс. нарушений законодательства о труде.

Профсоюзными организациями всех уровней было дано почти миллион консультаций, из них 11 тысяч – в средствах массовой информации, принято на личном приеме почти 360 тыс. членов профсоюзов.

Сумма возвращенных работникам по требованию профсоюзов незаконно удержанных или невыплаченных денежных средств за 5 лет превысила 77 млрд рублей, что эквивалентно 5 млн долларов.

В целом за 2010–2014 годы профсоюзами выявлено 164 тыс. нарушений законодательства о труде. При этом требования профсоюзных представителей были удовлетворены в 96% случаев.

С января 2015 года начали свою деятельность районные и городские объединения организаций профсоюзов, входящих в Федерацию профсоюзов Беларуси, и тут же включились в работу по защите интересов работников. По месту расположения объединений профсоюзов каждый последний четверг месяца ведется прием граждан правовыми инспекторами труда с участием руководителей объединений профсоюзов.

«Профсоюзный прием граждан – это оказание консультаций по вопросам, касающимся разъяснений норм законодательства, регулирующих сферу трудовых и связанных с ними правоотношений. При необходимости рассмотрение обращений, поступающих во время приема граждан, проводится во взаимодействии с органами местного управления и самоуправления, – объясняет Светлана Котова. – Такая форма юридических консультаций имеет определенные преимущества по сравнению с юридической консультацией традиционного формата. Работа осуществляется непосредственно на местах, и, например, гражданам из отдаленных населенных пунктов нет необходимости тратить много времени на то, чтобы добраться до областного центра или столицы, побывать на приеме у юриста. Все, что необходимо сделать для оказания заявителю профессиональной юридической помощи, – это прийти в определенное время приема в объединение профсоюзов у себя в районном центре».

Что касается жилищной политики, то профсоюзные комитеты через жилищно-бытовые комиссии осуществляют контроль за состоянием учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, достоверностью предоставляемых гражданами сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, установлением очередности, распределением жилых помещений в организациях. Профсоюзные комитеты участвуют в разработке проекта коллективного договора и вносят предложения по установлению порядка предоставления жилых помещений работникам своих организаций. 

поделиться в соцсетях