Девять вопросов по предложению увеличить срок выхода белорусов на заслуженный отдых

Девять вопросов по предложению увеличить срок выхода белорусов на заслуженный отдых

Продолжаем обсуждать пенсионную реформу

Вопросов по инициированной правительством реформе возникает немало. Попробуем ответить на некоторые из них.

1. Что предлагается?

Правительство подготовило три варианта повышения пенсионного возраста.

  Мужчины Женщины
Вариант №1 65 лет 60 лет
Вариант №2 63 года 60 лет
Вариант №3 63 года 58 лет

По заверениям разработчиков, все предложения экономически выверены – к расчетам привлекались даже ученые. Наиболее приемлемым называют 5-летнее увеличение пенсионного возраста. Две другие схемы (помимо финансовых и демографических эффектов) предполагают запас на будущее – для дальнейшего повышения порога выхода на пенсию, если возникнет необходимость.

2. Когда вступят в силу изменения?

Повышать пенсионный возраст предлагается проводить поэтапно – с 1 января 2017 года.

ReeadMoreBlock

Если дело дойдет до реформы, то это не значит, что завтра примут указ, а послезавтра пенсионный возраст одномоментно увеличится на 3 года или 5 лет.

Правительство ориентируется на «шаг в полгода». Например, в 2017 году пенсионный возраст для мужчин может подняться до 60,5 года, в 2018 – до 61 и так далее. Рассматривались и другие варианты. Однако темп в 1–3 месяца не даст ощутимого экономического эффекта, а скоростной режим в 8 месяцев или 1 год признан слишком жестким для населения.

3. В чем причины реформы?

Демография и экономика испытывают на прочность нынешнюю пенсионную систему.

* Старение населения. По меркам ООН, население страны можно называть старым, как только 7% его численности достигнет возраста 65 лет. Беларусь уже вдвое превысила этот порог (14,2%). Нация стареет, и молодежи становится все труднее обеспечить социальные гарантии для пожилых людей.

* Демографические диспропорции. Если сегодня каждый четвертый житель Беларуси – пенсионер, то через 15 лет таковым станет каждый третий.

* Сокращение трудоспособного населения. Действующая пенсионная система основана на солидарном принципе – пенсии обеспечиваются ныне работающими. В данный момент в Беларуси на 5 трудящихся приходится 3 пенсионера – и дисбаланс растет. Уменьшение количества плательщиков взносов при увеличении получателей пенсий может привести к острой нехватке финансов в Фонде соцзащиты населения.

* Продолжительность жизни. По данным Минтруда, в 2014-м средняя продолжительность жизни в Беларуси достигла 73,2 года. Это дает основания утверждать, что 55–60 лет – активный возраст, который сложно соотнести с нетрудоспособностью. Что также подтверждается статистикой: каждый четвертый белорусский пенсионер ходит на работу.

4. Почему именно сейчас?

Ситуация такова, что придется делать выбор: повышать пенсионный порог или понижать сами пенсии.

С каждым годом нагрузка на Фонд социальной защиты населения увеличивается. По данным Минтруда и соцзащиты, в случае отсрочки реформы на начало 2018-го придется дополнительно изыскать не менее 2 трлн рублей в следующем году (что проблематично в нынешней непростой экономической ситуации).

Вдобавок эксперты называют предстоящее пятилетие достаточно жестким в демографическом плане: в пенсионный возраст входит большое количество человек, в то время как категория трудоспособного населения постоянно уменьшается. В таких условиях все труднее обеспечить стабильную выплату пенсий на уровне не ниже 40% средней заработной платы в стране.

5. Какие есть альтернативы?

Если не повысят пенсионный возраст, могут повысить налоги.

ReeadMoreBlock

Так как Фонд социальной защиты формируется за счет отчислений нанимателей и самих работников, то рассматривался вариант с увеличением соответствующих взносов. Однако у этой идеи совсем мало сторонников.

Следует признать, что в нашей стране тариф пенсионного взноса для большинства нанимателей и так высокий – почти треть фонда заработной платы (28%). Требование платить еще больше аукнется ростом себестоимости товаров и услуг, что негативно скажется на конкурентоспособности продукции и ее сбыте. Следовательно, ухудшится финансовое положение предприятий, а это, в свою очередь, поставит под вопрос стабильные выплаты взносов в Фонд соцзащиты населения. Получается замкнутый круг.

Повышение пенсионных отчислений для самих работников (с нынешнего 1% до, к примеру, 2% индивидуального заработка) тоже не станет панацеей. Во-первых, экономический эффект нельзя назвать существенным. Во-вторых, любое увеличение налоговой нагрузки снижает доходы работающих и общий уровень благосостояния населения.

6. Сохранится ли гендерное различие?

Сближение пенсионного возраста мужчин и женщин не предусмотрено.

Эксперты полагали, что начинать реформу необходимо с женщин: они на 5 лет раньше уходят на заслуженный отдых и живут в среднем почти на 11 лет дольше мужчин. Все это сказывается на продолжительности выплат. Согласно статистике, женщины получают пенсию в среднем свыше 23 лет, мужчины – менее 8 лет. Правда, есть один нюанс: ранний выход на заслуженный отдых представительниц прекрасного пола автоматически приводит к меньшему стажу и, соответственно, более низкому размеру пенсий, чем у представителей сильной половины.

Одинаковый пенсионный порог для женщин и мужчин установлен в Германии, США, Японии, Австралии, Швеции, Испании, Канаде, во Франции и в других странах. Но в Беларуси гендерное равенство не рассматривается ни в одном из сценариев повышения пенсионного возраста. Согласно официальным комментариям, в расчет брался социальный аспект: необходимо учитывать «нагрузку на женщин в домашнем хозяйстве».

7. Как обстоят дела в других странах?

В Беларуси возраст выхода на пенсию – один из самых низких в мире.

PRAS.by""

8.Чего ждать дальше?

Помимо повышения возрастного порога, обсуждается реформа всей пенсионной системы.

ReeadMoreBlock

Следует признать, что в последние годы правила выхода на заслуженный отдых претерпели некоторые изменения. В частности, введено профессиональное пенсионное страхование, значительно увеличен минимальный стаж работы с уплатой взносов для назначения пенсии. Да и возрастной порог пытались искусственно увеличить – финансово заинтересовав самих граждан: если человек соглашался повременить с выходом на заслуженный отдых на 5 лет, размер его пенсии повышался в 1,7–1,8 раза. (Правда, маловато нашлось желающих воспользоваться такой схемой.)

Если уж говорить о кардинальных переменах, то звучали предложения отказаться от солидарной системы в пользу накопительной: пускай каждый работник сам себе обеспечивает пенсию. Однако опыт других стран (Казахстана, Аргентины, Чили, Венгрии, Польши и Словакии) показывает, что не все так гладко: слишком большие инфляционные риски – сбережения могут попросту обесцениться. Поэтому, сохраняя возможность добровольного пенсионного страхования, в Беларуси настаивают на том, что «государство должно гарантировать поддержание и сохранение ядра пенсионной системы».

9. Когда примут решение?

Повторное обсуждение пенсионной реформы планируется в конце марта.

Разумеется, вопросов по предлагаемому повышению пенсионного возраста намного больше. Будет ли решена проблема уравниловки, когда уровень зарплаты конкретного работника практически не влияет на размер его пенсии? Как отреагирует рынок труда на увеличившееся число нуждающихся в рабочем месте (молодым специалистам и без того сложно трудоустроиться, так как наниматели отдают предпочтение работникам с опытом; с другой стороны, непросто заключить контракты и людям предпенсионного возраста)? Будет ли повышен возрастной порог для работников, которые ранее могли рассчитывать на досрочный выход на пенсию (а таковых немало – на начало этого года в Беларуси насчитывалось более 700 тыс. рабочих мест с вредными или опасными условиями труда)?

В настоящий момент все эти темы обсуждаются на «круглых стола», совещаниях и прочих дискуссионных площадках. Часть ответов, видимо, будут получены уже через неделю-другую – на конец марта запланировано повторное рассмотрение на высшем уровне вопроса повышения пенсионного возраста и реформирования пенсионной системы в целом.

поделиться в соцсетях