Дрессировщик: «Обезьяны легко поддаются дрессировке, а вот усидчивости им не хватает»

Дрессировщик: «Обезьяны легко поддаются дрессировке, а вот усидчивости им не хватает»

Артист Белгосцирка Айдын Исрафилов уже более 20 лет выступает со свинохвостыми макаками и воспитывает их, как детей

В преддверии наступающего года Красной Обезьяны корреспондент belchas.by отправилась в Белгосцирк, чтобы узнать о жизни приматов-артистов.

На манеже – лапундеры

Айдын Исрафилов занимается дрессировкой обезьян уже более 20 лет. Отец Айдына, Эрик Исрафилов — знаменитый дрессировщик. Правда, на манеже он выступал с более крупными животными — верблюдами. Айдын продолжил цирковую династию, но свой выбор остановил на приматах.

«Мне всегда казалось, что способности обезьян в цирке не до конца раскрыты. Они обладают высоким интеллектом, изобретательностью, проявляют креативность, — поясняет артист. — Поэтому нередко придумывают собственные трюки или привносят в уже существующие что-то от себя».

Разные дрессировщики работают с разными породами обезьян. Айдын Исрафилов выходит на манеж со свинохвостыми макаками, или лапундерами. В своем выступлении Айдын совмещает несколько жанров — эквилибр, жонгляж.

Кроме того, во время номера дрессировщик и его подопечный показывают трюки, катаясь на моноцикле. И здесь важно было не ошибиться с выбором обезьяны. Скажем, шимпанзе оказался бы слишком тяжелым для такого номера, маленькую мартышку плохо бы видели зрители с дальних рядов. Свинохвостые макаки стали оптимальным вариантом, к тому же они охотно ходят на задних ногах, имеют хорошо развитые передние и задние конечности, а также отличаются умом и сообразительностью. Айдыну Исрафилову удалось сделать то, чего пока никому не удавалось — научить обезьяну не только ловить шарики или кольца, но и бросать их обратно дрессировщику.

«С юных лет у меня была возможность проводить время со свинохвостыми макаками. Их дрессировкой занимался один из старших коллег по цирку (на манеже Айдын с 16 лет. — Прим. ред.). Так что я наблюдал за ними, изучал повадки, — вспоминает дрессировщик. — Сегодня у меня четыре обезьяны. Самой взрослой 22 года. Правда, в силу возраста она уже не выступает. Другой — 17 лет, именно с ней я сейчас выхожу на манеж. А еще есть малыши — 2,5 и 1,5 года».

Находил своих артистов Айдын Исрафилов тоже по-разному. Первый лапундер попал к дрессировщику во время гастролей в Казани, где оказалось много обезьян редких пород и их можно приобрести. Вторую обезьянку Айдын забрал из питомника, где животных разводили для лабораторных целей. Третья макака также была в питомнике и предназначалась на продажу, а четвертую продавали в обычном зоомагазине. К вопросу, как назвать своих обезьянок, артист подошел очень серьезно – важно, чтобы имя подходило животному. Только 22-летнего лапундера Гошу назвал не Айдын, а прежние хозяева. Также у дрессировщика есть Рональд, Кузьма (Кузя, Кузнечик) и Джимми.

Виноградинка за трюк

Я застала Айдына Исрафилова в конце репетиции. Сейчас он занимается с Кузей, которому 2,5 года. Пока он только учится показывать трюки: делать обратное сальто, стоять и бегать на двух ногах, ловить фрисби и шарики. Кузя как раз находится в том возрасте, когда оптимально начинать дрессировку. Раньше это делать бессмысленно – полуторагодовалый Джимми, к примеру, пока выходит на манеж только поиграть, привыкнуть к месту. У него еще должны окончательно сформироваться костные и мышечные ткани, психика.

«Если сравнивать с другими животными (а со мной еще выступают собаки и ослики), то на уровне элементарных трюков обезьянки легко поддаются дрессировке. Единственная проблема, что им, как и детям, не хватает усидчивости, — отмечает Айдын. — Тем более, когда вокруг столько «игрушек» — кольца, перекладины, канаты. Поэтому растягиваем репетицию на 1,5-2 часа».

За хорошую работу Кузя получает не только вкусности, но и возможность поиграть, побегать. Постепенно животное понимает, что только после правильного выполнения трюка его снова отпустят порезвиться. Эта методика, которую разработал сам Айдын, дает хорошие результаты. По словам дрессировщика, научить обезьянку не так сложно – труднее потом поддерживать ее навыки и умения. Когда у обезьяны нет настроения, она придумает тысячу поводов, чтобы не делать трюки. Приходится искать решение: например, в обычные дни кормить кашами и овощами, а фрукты, как самое вкусное, придерживать к выступлению.

К слову о рационе: сколько обезьян, столько и предпочтений в еде. Кто-то любит орешки, кто-то — кондитерские изделия, кто-то — мясо. Малышам в качестве поощрения Айдын дает виноград. А вот если дать обезьяне как лакомство банан, она скорее оскорбится. В целом же питание у цирковых обезьян самое разнообразное, включает витамины и биодобавки. Малыши для лучшего развития мозга получают еще и рыбий жир.

«Сколько времени уходит на освоение трюков, однозначно сказать сложно. Разработка самых сложных элементов – обезьяна ловит и бросает шарики обратно дрессировщику – заняла около 4 лет, — рассказывает Айдын Исрафилов. — А вот обучить животное сесть и поехать на двухколесном велосипеде получилось примерно за полгода. Сегодня 17-летний Рональд выполняет более 20 трюков, среди которых и уникальные. Но что-то новое ему уже сложно объяснить, поэтому перед выступлениями больше работаем на восстановление».

 

Пушистые детки

После репетиции, немного поиграв, Кузя вместе с ассистенткой дрессировщика отправляется домой. Живут обезьяны в цирке, а чтобы было достаточно места для передвижения, у них есть просторные вольеры.

«Природой заложено определенное количество движений, которые необходимы каждому животному. Обезьяна в день должна проходить по 5 километров. И у наших артистов есть возможность делать это в вольере, — поясняет собеседник. — Кроме того, на репетициях они в определенной мере занимаются спортом, так как все трюки полезны для здоровья. Выпускаем обезьянок на прогулки: и зимой, и летом. Так они живут без отрыва от природы».

ReeadMoreBlock

Айдын Исрафилов говорит, что со своими подопечными живет в мире. И старается лишний раз не заходить в вольеры без надобности, чтобы не нарушать границу их территории. Иногда Айдын забирает обезьян домой, но понимает: в вольере им все же комфортнее и свободнее. Ведь квартира — это незнакомая территория, где туда нельзя лезть, и туда.

К своим обезьянкам дрессировщик относится, как к детям. И даже обращается к каждой из них ласково: «Сынок». С самого начала обучения Айдын Исрафилов выстраивает отношения «папа–сын» и на правах «родителя» воспитывает своих лапундеров.

«Хочу развеять миф о том, что в цирке животных мучают, и они рано умирают. Приведу конкретные цифры. В природе свинохвостые макаки живут 14-15 лет, в зоопарке — около 20 лет, а в цирке — и до 35 бывает, — отмечает Айдын. — А все почему? В природе у обезьян много врагов. К тому же 40% особей гибнут в драках самцов. Плюс — паразиты, эпидемии. В цирке же обезьянки получают полную ветеринарную помощь. А я знаю их как собственных детей и уже по первым признакам могу определить, кто чем заболел и какое лекарство нужно дать».

Здоровые артисты — один из залогов успешного выступления. В этом плане Айдын Исрафилов за своих обезьянок спокоен. А еще радует, что номер востребован у зрителей. Но дрессировщику всегда есть куда двигаться: добавлять новые трюки, придумывать детали. И будьте уверены – часть из этого ему подскажут сами обезьянки.

Хочу в тюрьму!

Вместо эпилога – курьезная история из жизни цирковых обезьян. Однажды на гастролях в Ницце забывчивые ассистенты не закрыли клетку. Один из подопечных Айдына Исрафилова воспользовался случаем и отправился в город. Через некоторое время к Айдыну прибежали взволнованные жандармы – оказалось, что обезьяна по какой-то случайности зашла в местную тюрьму и попала прямо в кабинет жандармов. Увидев незваного гостя, стражи порядка поспешили покинуть помещение. Причем происходило это под смех и радостные возгласы заключенных, наблюдавших за всем процессом. Дрессировщик благополучно вернул артиста в цирк, но немного пожурил: «Ты зачем в тюрьму-то полез? Лучше бы на пляж отправился!»

Фото:
поделиться в соцсетях