Главный совет покупателям интернет-магазинов: научитесь говорить нет!

Главный совет покупателям интернет-магазинов: научитесь говорить нет!

С кем не бывало: курьер привозит товар, а он не нравится. Совсем не то, что было на картинке красочного сайта. Но отказываться вроде как неудобно – человек специально ради вас приехал…

Или купили в интернете телефон, он поработал пару месяцев, а потом – все, прощай, денежки! И не только они. Пытаешься найти продавца, а его и след простыл. Почти у каждого покупателя товаров в Сети найдется подобная история.

Как грибы после дождя

На 1 июля 2015 года в Беларуси зарегистрировано 64,5 тысячи торговых объектов, из них интернет-магазинов – 16,5 тысяч, т.е. почти четвертая часть. Причем еще полгода назад виртуальных торговых центров было на 5 тысяч меньше. С такой скоростью прироста у торговли в Сети есть все шансы в скором будущем составить серьезную конкуренцию реальной торговле. По словам заместителя начальника управления защиты потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Ольги Кравцовой,  постепенно порядок на торговых площадках Сети наводится. К примеру, теперь на всех белорусских сайтах цена товара указывается в белорусских рублях. Нарушения в основном заключаются в том, что на страницах виртуальных магазинов не сообщается информация о продавце, изготовителе или импортере, не пишутся гарантийные сроки и дата изготовления. Постепенно, очень постепенно ситуация исправляется, однако только с января по июль нынешнего года Минторг приостановил работу 35 интернет-магазинов. Причина  – многочисленные нарушения и отказ продавцов их исправлять.

ReeadMoreBlock

Сегодня торговлю в виртуальной сети регулирует Постановление Совета министров №31 от 15 января 2009 года «Об утверждении правил осуществления розничной торговли по образцам». В нем приведен перечень товаров, которые нельзя продавать, расписано, как должен выглядеть сайт интернет-магазина, какая информация обязательна к размещению на главной странице. «Покупатель сразу должен видеть наименование, местонахождение, УНП продавца, его регистрацию в торговом реестре, режим работы, – рассказывает Ольга Кравцова. – А с декабря 2015 года будет введена новая норма: на главной странице необходимо будет размещать и способы дистанционной оплаты».

Если исчез продавец

Способов и случаев обмана в Сети остается достаточно:  за полгода с такими проблемами в Белорусское общество защиты потребителей обратилось 4 тысячи граждан. Среди вопросов один из «топовых»: как найти продавца магазина электронных девайсов? «Сами потребители еще не научились приобретать товары, работы и услуги, – замечает председатель ОО «Белорусское общество защиты потребителей» Анна Суша. – Люди не требуют у продавца документ, подтверждающий факт покупки, не просят проверить при доставке заказа работоспособность товара, не сохраняют на бумажном носителе сведения о продавце и не умеют сказать «нет». Если курьер привез товар и не хочет демонстрировать его работоспособность, можно отказаться и не платить». В Общество обращалось множество обманутых покупателей, которые, не настояв на проверке купленной техники сразу, потом просто не могли найти продавца. А тому что – занес номер в черный список и больше недовольного покупателя не услышишь. Специалисты советуют в случае покупки через интернет делать скриншоты сайта или записывать контакты продавцов – госорганы в этом случае могут хотя бы попытаться найти обманщика.

«Наша цель – научить потребителей приобретать только качественные товары, сделать так, чтобы покупатели знали, где, как и что покупать. Так продавцы и поставщики окажутся в ситуации, когда поймут: завозить некачественный товар и продавать его убыточно и разорительно для бизнеса», – подводит председатель ОО «Белорусское общество защиты потребителей».

ReeadMoreBlock

Хочу вернуть

Покупателям следует помнить: качественный товар, который они не использовали, они вправе вернуть в течение 14 дней. Впрочем, и здесь определенные тонкости. «Бывает, продавцы в договорах указывают, что возврат товара можно осуществить только по месту нахождению продавца при условии обязательного присутствия потребителя, – рассказывает об одной из ловушек замначальника управления защиты потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Ольга Кравцова. – Получается, что человек приобрел товар в Минске, а возвращать его нужно продавцу, который  находится где-то в Брестской области. Понятно, что пожилой человек, покупатель со слабым здоровьем туда не поедет». Министерство торговли обратилось за консультацией в Верховный суд, и решение было найдено: если человек не в состоянии добраться до продавца, он может оформить доверенность на лицо, которое поедет и решит вопросы за него. Вернуть можно любые товары, за исключением косметики и прочего, что обмену и возврату не подлежит, и технически сложных изделий, которые работают от сети переменного тока.

Не забывайте о простых правилах: требуйте гарантийный талон и прочие документы, подтверждающие покупку. Когда товар привозят, настаивайте на проверке покупки. Если какие-то проблемы все же возникли, для начала попытайтесь обратиться к продавцу. Если же найти его не получается или он отказался ремонтировать или заменять товар, следует пойти в районный исполнительный комитет по месту нахождения продавца. Советом или делом также поможет Белорусское общество защиты потребителей.

поделиться в соцсетях