Исчезающая профессия: стрелочник не виноват!

Исчезающая профессия: стрелочник не виноват!

На Белорусской железной дороге есть одна станция, куда можно водить экскурсии – здесь, чтобы направить поезда на нужный путь, стрелки переводят вручную

Это Свислочь Барановичского отделения Белорусской железной дороги. Стрелочников – дежурных стрелочного поста, на станции шестеро, четыре из них – женщины.

Возглавляет грузовую станцию Ольга Савко, ее заместитель – Наталья Герман. Председатель профкома Светлана Кудрякова тоже стрелочница. По ее словам, коллективный договор отделения дороги богат преференциями, в том числе и для представителей названной профессии. Выдаются спецодежда и обувь для разных сезонов, инвентарь, к государственным и профессиональному праздникам работников премируют, оказывают материальную поддержку в случае радостных и горестных событий.

Несмотря на льготы и поощрения, работа у дежурных стрелочного поста не из легких. Так, потомственная железнодорожница с 30-летним стажем Светлана Шламанова признается, что зиму не любит исключительно из-за своей профессии: как заметет-завьюжит, приходится брать в руки лопату, веник и чистить стрелки, а потом уже смотреть, куда какой состав направить.

PRAS.by""

Думаю, никому не нужно объяснять, насколько ответственна работа стрелочника. Не зря ведь говорят: «стрелочник виноват». И в самом деле, промедли он, не проделай вовремя необходимую операцию – и страшные последствия не заставят себя ждать. А сколько знать ему надо! Устройство стрелочных переводов, правила перевода и запирания стрелок, назначение стрелочных замков, тормозных башмаков и прочее, прочее, прочее… Голова идет кругом уже только от прочтения должностной инструкции дежурного поста. Однако женщины не ропщут; свою зарплату, прямо скажем, не очень высокую, считают достойной (по местным меркам), условия труда – приемлемыми.

«А как же технический прогресс?» – спросите вы.

– Прогресс на станцию пришел, но избирательно, – объясняет председатель райпрофсожа Барановичского отделения дороги Иван Колоденко. – Модернизация проведена, но для конкретных перспективных проектов, от которых есть отдача. Станция предназначена для погрузки и выгрузки вагонов, операций по пропуску и перераспределению вагонопотоков. В этом году, к примеру, план по погрузке выполнен на 250%, значительно увеличились объемы перегрузки угля и древесины. Для более эффективного проведения этих и других работ и осуществлена реконструкция.

Свислочь, как известно, расположена на границе с Польшей, а железные дороги нашей республики и страны-соседки имеют разную ширину колеи. Поэтому грузы на станции перекладывают на тележки с колесами для другой колеи. В этих процессах станция преуспевает, в чем немалая заслуга грузовой службы Белорусского отделения дороги и отдела перевозок Барановичского отделения.

Электрическая централизация стрелок на Свислочи значится в планах на будущее. А пока станция остается эксклюзивным объектом, куда можно водить экскурсии, чтобы узнать, как функционировала железная дорога в старые добрые времена.

Фото автора

поделиться в соцсетях