Испытано на себе: один день из жизни работников столичной дорожно-коммунальной службы

Испытано на себе: один день из жизни работников столичной дорожно-коммунальной службы

Когда во вторник на страну обрушился циклон «Даниэлла», все службы ЖКХ перешли на работу в усиленном режиме. Только в Минске днем на уборку снега вышло 700 единиц техники. Наш корреспондент проверила на себе, каких усилий стоит справиться с разбушевавшейся стихией

Минск. 10 утра. Снег идет не переставая который час подряд. На проспекте Победителей формируется колонна снегоуборочной техники предприятия «Горремавтодор Мингорисполкома». Карабкаюсь по ступенькам в желтую кабину МАЗа, усаживаюсь рядом с водителем – бригадиром спецмехколонны № 1 Леонидом Талейко. 8 спецавтомашин выстраиваются одна за одной и в сопровождении ГАИ начинают движение по проспекту.

PRAS.by""

– Снег убираем круглосуточно, – рассказывает Леонид Иванович. – Работаем посменно: с 8.00 до 20.00 и с 20.00 до 8.00. График скользящий – 4 рабочих дня, 3 выходных; на обед отводится час. Бывает, погодные условия не позволяют сойти с дистанции, тогда продолжаем трудиться, и ночная смена может закончить работу даже в 10 утра.

Колонна спецавтотехники движется со скоростью 25 км в час. Машины следуют строго по маршруту, который при помощи навигатора контролирует диспетчерская служба по координации движения.

За окном – минусовая температура, а в кабине тепло. Бригадир опускает снегоотвал («плуг») и приступает к уборке. Двигаясь уступом друг за другом, машины полностью очищают проезжую часть, сметая снег к обочине. Со стороны этот достаточно сложный процесс напоминает раскаты морских волн.

PRAS.by""

Позже шнекороторная машина загрузит снежные валы в самосвал, который увезет осадки на площадки временного складирования. Всего их в Минске 17. На таких свалках снег может лежать до мая.

Метель не успокаивается.

– Смотрите, какая красота! – улыбается Леонид Талейко, а я, наконец-то привыкнув к гулу мотора, любуюсь танцем снежинок за окном. Водитель припоминает забавный случай:

– В прошлом году, проезжая мимо катка на Октябрьской площади, я увидел в зеркало «хвост» за машиной. Долго не мог понять, что это. Оказалось, ловкий конькобежец решил таким образом прокатиться с ветерком.

PRAS.by""

МАЗ тяжело входит в поворот на кольцевую дорогу: машина буксует и пятится назад. Чтобы справиться с сопротивлением снега, требуется особая сноровка.

– Всё, приехали... Если не газовать, то можно и не выбраться, – вздыхает Леонид Иванович, попеременно переключая рычаги в кабине. – Тут кнопок – как в вертолете! Техника в управлении сложная. К тому же снегоотвалы превышают габариты машины, которая и сама по себе широкая. Всегда боюсь задеть другие автомобили, разминаясь с ними на дороге, хотя работаю на спецтехнике уже более 30 лет.

Через 1,5 часа идем в обратную сторону. Следом за бригадой по маршруту проезжает мастер, который оценивает, нужна ли повторная уборка этого участка. Оказывается, в беспрерывные снегопады дорогу заметает за 30 минут, и колонна готовится к заходу на очередной круг. Специалисты говорят, что последствия такой стихии снегоуборщики будут ликвидировать еще неделю.

PRAS.by""

Прощаюсь с водителем МАЗа и направляюсь на проспект Независимости. Там присоединяюсь к бригаде из 6 человек, которая расчищает тротуары. Всего на борьбу с «Даниэллой» в Минске вышло 800 уборщиков территории.

PRAS.by""

– Я уже 13-ю зиму чищу город от снега. Сложно, но мне нравится работать на свежем воздухе, – рассказывает уборщик территории Валентина Майсак. – Уже привыкла к любым осадкам. Самая «неудобная» погода – снег с дождем, когда проезжающие мимо автомобили могут обрызгать грязью. В принципе, не страшно, ведь в бытовке на батарее всегда можно подсушить спецодежду.

Для того чтобы специальная техника вышла на уборку, достаточно 5-сантиметрового слоя снега на дороге. Предварительно дороги посыпают специальной смесью, чтобы «растопить» снег, – его тогда легче убирать. Техника работает круглосуточно, на одной машине сменяются 2–3 водителя. За день уборочные машины «наматывают» по городу до 200 (!) км. Бригады уборщиков ежедневно при любой температуре расчищают вручную остановки, лестницы, подземные пешеходные переходы, мосты и путепроводы. Со стороны кажется, что грести снег лопатой просто, но это не так.

PRAS.by""

Проведя короткий инструктаж, Валентина Владимировна предлагает мне свои теплые рукавицы и передает лопату. С энтузиазмом берусь за дело, правда, мой запал исчезает после нескольких взмахов лопатой. Поднять снежный ком не так легко, как я себе представляла. А тут еще и колкий снег с неба посыпался. Но я не сдаюсь и вот уже орудую лопатой активно.

PRAS.by""

Через 20 минут от тяжести рабочего инструмента ноют руки и поясница. Валентина Владимировна улыбается. Ее смена началась более 6 часов назад, но она по-прежнему бодра. Вот что значит опыт!

На Октябрьской площади работа по уборке снега тоже кипит. Вижу погрузчик «золотые ручки» – так в народе называют шнекороторные машины за приспособления для ухвата снега, напоминающие две руки.

PRAS.by""

Машина работает в тандеме с самосвалом. Водитель Владимир Прохорчик запускает механизм, и техника движется вдоль снежного вала, который начинает исчезать буквально на глазах. Снег по конвейеру попадает в самосвал. Интересный факт: 20 тонн шнекороторная машина загружает за 2 минуты.

PRAS.by""

– На спецавтотехнике у нас в основном работают водители с 20-летним стажем, – рассказывает председатель первичной профсоюзной организации предприятия «Горремавтодор» Галина Былина. – Среди 256 водителей и трактористов порядка 30% имеют высшее и среднее специальное образование, однако, чтобы трудоустроиться, достаточно иметь водительское удостоверение соответствующей категории. Универсальным водителям 1-го класса – тем, кто обладает всеми водительскими категориями, по коллективному договору положена надбавка в размере 25% к заработной плате. На должность уборщиков территории принимает людей без специального образования.

поделиться в соцсетях