Как поднять зарплату социальным работникам?

Как поднять зарплату социальным работникам?

Светлана Михайловна работает санитаркой в одном из минских домов-интернатов для пенсионеров и инвалидов. В октябре этого года она получила зарплату 3,3 млн рублей. Ее коллеги – подсобные рабочие – зарабатывают еще меньше

Светлана Михайловна лишь одна из многих сотрудников, относящихся к низкооплачиваемой категории. В учреждениях и предприятиях социального обслуживания населения таких работников достаточно – по мнению специалистов, около 80% общей штатной численности составляет рабочий персонал. На заседании отраслевого Совета по трудовым и социальным вопросам представители РК профсоюза работников госучреждений и Министерства труда и социальной защиты задавались вопросом: как же повысить заработную плату в сфере социального обслуживания?

ReeadMoreBlock

Искать резервы

При низкой зарплате особенно ощутимы дополнительные льготы и гарантии, прописанные в коллективном договоре организации. Например, в некоторых «местных конституциях» дополнительно к зарплате социальным работникам из внебюджетных средств выплачиваются компенсации за проезд, производится возмещение расходов за использование личного транспорта в служебных целях и другие выплаты.

По мнению председателя Белорусского профсоюза работников государственных и других учреждений Сергея Холяво, заработная плата всегда является чувствительной точкой работников. «В нынешних экономически сложных условиях низкая заработная плата ощутимо влияет на качество жизни членов нашего профсоюза. Мы разделяем их тревогу, поэтому призываем руководителей использовать все возможности, предусмотренные законодательством. В первую очередь об этих резервах должны знать председатели первичек и отслеживать их применение в своих коллективах», – считает Сергей Холяво.

В бюджетной сфере условия оплаты труда работников домов-интернатов, как и для других госучреждений, определены централизованно на основе единой тарифной сетки и тарифной ставки первого разряда, установленной правительством. К слову, в этом году тарифная ставка первого разряда для работников бюджетных организаций повышалась дважды (в феврале и марте) и составляет 292 тыс. рублей.

Механизм оплаты труда работников домов-интернатов прописан в постановлениях Минтруда и соцзащиты № 6 от 21 января 2000 года и № 4 от 12 января 2000 года. Кроме этого, действует Декрет Президента №29 от 26 июля 1999 г. «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительной дисциплины». В этом документе закреплено повышение тарифного оклада до 50% при заключении контракта.

Однако декрет предусматривает только верхнюю границу повышения. Наниматель оставляет за собой право устанавливать свое значение с учетом сложности, напряженности работы, в том числе профессиональных качеств и достижений сотрудника. По словам начальника отдела планирования и финансирования Минтруда и соцзащиты Наталии Черноус, в учреждениях социального обслуживания около 80% общей штатной численности составляет рабочий персонал. В домах-интернатах это прежде всего санитарки, в территориальных центрах соцобслуживания населения – социальные работники.

ReeadMoreBlock

Применять Декрет № 29 домам-интернатам было сложно, ведь у них практически отсутствуют внебюджетные средства, которые можно использовать на его реализацию.  В апреле прошлого года министерство направляло письмо в облисполкомы и Минский горисполком с просьбой изыскать финансовые средства для установления повышений тарифных ставок (окладов) по данному декрету работникам учреждений социального обслуживания в размере не менее 25%.

На сегодняшний день ситуация поменялась в лучшую сторону: из бюджета стали выделять деньги на эти повышения и Декрет № 29 начал применяться более активно.

Неиспользованные возможности

По мнению начальника главного управления труда и заработной платы Министерства труда и социальной защиты Ирины Козлитиновой, руководители домов-интернатов используют не все нормы по повышению заработной платы сотрудников, предусмотренные законодательством. «Возможности получать соотносимую выполняемой работе зарплату есть. Другое дело, что на практике по каким-то причинам они не используются. Поэтому заработная плата довольно низкая», – считает она.

В министерстве видят несколько механизмов улучшения ситуации с зарплатой. Во-первых, нужно проанализировать использование рабочего времени, поскольку уровень заработной платы зависит от количества отработанного времени. Во-вторых, руководителям следует проанализировать кадровый состав. И, в-третьих, необходимо использовать возможность присвоения квалификационных категорий.

«Есть люди, которые десятилетиями работают на одном месте и имеют одну и ту же категорию. А ведь за эти годы человек набрался такого опыта, что ему можно было уже не единожды повысить эту категорию. Надбавка за категорию довольно весомая. Почему бы ее не использовать? Это один из резервов повышения заработной платы», – считает Ирина Анатольевна.

Одной из причин низкой оплаты труда является то, что в организациях социального обслуживания широко применяется неквалифицированный труд при выполнении работ, тарифицируемых 1-5 разрядами. По данным ведомства, объем таких работ в сфере социальных услуг составляет около 72%, что в два раза больше, чем в системе здравоохранения.

«Неквалифицированный труд оплачивается по более низким тарифным ставкам. Следовательно, уровень заработной платы тоже ниже. В то же время он не может выходить на уровень зарплаты врача-специалиста», – поясняет начальник главного управления труда и заработной платы Ирина Козлитинова.

Среднемесячная заработная плата работников разных социальных учреждений в январе-июле этого года в зависимости от области варьировалась от 3,4 до 4,7 млн рублей. Такая разница объясняется несколькими причинами.

ReeadMoreBlock

Так, на итоговую цифру влияет индивидуальный для каждого сотрудника стаж работы по специальности или в отрасли. Кроме того, в регионах находится разное количество домов-интернатов, расположенных в сельской местности. Чем больше таких учреждений на селе, тем выше уровень зарплаты. Это закреплено Указом Президента №254 от 1 июня 2007 года, который предусматривает повышение тарифных ставок (окладов) на 20% руководителям и специалистам.

На статистику влияет и дифференцированная оплата, предусмотренная различными законодательными актами, в том числе и нормами коллективных договоров организаций.

Система оплаты труда для работников бюджетной сферы довольно сложная и громоздкая, поэтому сегодня в министерстве думают, как ее упростить, а низкооплачиваемые сотрудники размышляют, как «утяжелить» свои кошельки.

поделиться в соцсетях