Как выгодно подать товар и почему продавцы не запоминают лица покупателей?

Как выгодно подать товар и почему продавцы не запоминают лица покупателей?

Накануне праздника работников торговли мы поговорили с лучшим продавцом Минской области. Оксана Маринич, которая работает в торговле уже 10 лет, поделилась секретами своей профессии

Продавец – одна из наиболее востребованных специальностей на рынке труда. С развитием торговли на первое место выходит профессионализм: умение продать больше и угодить любому покупателю. Продавец 6-го разряда магазина № 24 ОАО «Солигорскторг» Оксана Маринич стала победительницей конкурса профессионального мастерства «Мастер Минской области-2015».

PRAS.by""

В советские времена профессия продавца в определенной степени считалась престижной из-за доступа к дефицитным товарам. Со временем предвзятое отношение к продавцам изменилось. Их работа не так проста, как может показаться на первый взгляд. При обилии функций и обязанностей главная задача – помощь клиентам в поиске необходимой вещи и продажа товара. 

– Продавец должен знать свой товар, – признается Оксана Маринич. – Если театр начинается с вешалки, то магазин – с приветствия покупателя. Стараемся быть доброжелательными и общительными, но ненавязчивыми. Нужно уметь чувствовать, когда стоит начинать диалог с покупателем, а когда лучше подождать, пока он сделает выбор.

Девушка рассказывает, что часто покупатели оценивают и внешний вид продавцов. «Это оправдано. У неряшливой, неухоженной женщины я и сама, будучи покупателем, никогда не спрошу совета», – признается Оксана.

В торговле Оксана трудится более 10 лет. Окончив курсы продавца, она пришла работать в ОАО «Радуга-Свет», потом некоторое время занималась с мужем бизнесом на торговой точке. Теперь вот уже полтора года продает женский и мужской трикотаж в промтоварном магазине.

Много времени продавцу приходится проводить на ногах и выполнять несколько дел одновременно. В какой-то степени он должен быть и психологом. В любой ситуации оставаться терпеливым и общаться без грубостей, располагая незнакомого человека к доверительной беседе. Настоящие профессионалы умеют продать товар любому, даже случайно зашедшему в магазин посетителю.

PRAS.by""

– Можно сказать, что у нас одевается практически весь Солигорский район, – рассказывает Оксана Анатольевна. – С помощью интуиции определяю для себя категории покупательниц и понимаю, кто из них у меня купит платье, несмотря ни на какую цену, а кому нужно предложить более бюджетную и практичную модель. Постоянные покупательницы заглядывают в магазин раз в три дня. Каждую знаем в лицо.

Продавец припоминает курьезный случай. Как-то в магазин заглянула очень активная женщина, которая, примеряя одну кофточку, тут же шустро подбирала к ней шарф, юбку – в общем, скупила половину магазина. Муж терпеливо оплатил покупки, продавцы остались довольны. А утром женщина, поняв, что погорячилась, с извинениями вернула все вещи обратно в магазин.

– Я стараюсь не допускать таких ситуаций. Чтобы покупатель остался доволен, осознанно выбрал товар, сначала разговариваю с ним, узнаю о вкусах и предпочтениях. И только потом предлагаю вещь, которая, знаю, обязательно понравится, – комментирует Оксана. – Люблю свою работу за возможность увидеть, как благодаря новой одежде женщины преображаются.

Бывают в работе и не совсем приятные обстоятельства. Любые из них продавец старается разрешить в торговом зале, не доводя до вмешательства заведующей. Безукоризненно действует главное правило торговли: «Покупатель всегда прав». Оксана Маринич вспоминает ещё один случай.

– Нашим женщинам всегда хочется подобрать меньший размер одежды, чем есть на самом деле, – делится она опытом. – Не всегда прислушиваются к совету продавца, который, визуально оценив фигуру, рекомендует начать примерку с большего размера. Так однажды на упрямой покупательнице прямо на моих глазах платье разошлось по швам.

Ежедневно перед глазами продавца проносятся десятки лиц, но как признается Оксана, в памяти остаются только фигуры. Глядя на силуэт покупателя, продавец вспоминает, какую одежду тот приобретал.

Любая профессия накладывает на человека свой отпечаток. Оксана Маринич, например, стала лучше разбираться в тканях, цветовой гамме и теперь может наощупь определить состав ткани, легко подобрать гармонирующий по цвету аксессуар и определить марку белорусской одежды на прохожем.

Фото:
поделиться в соцсетях