«Хороший момент – объединяться». Пошаговая инструкция правильной торговли для ИП

«Хороший момент – объединяться». Пошаговая инструкция правильной торговли для ИП

Глава государства подвел черту под дискуссиями вокруг указа №222: отмены документа не будет, торговля должна быть прозрачной. Индивидуальным предпринимателям, желающим работать дальше, пора этот факт принять и действовать. С чего начать – рассказали в Госстандарте

Исполняющая обязанности директора УП «Центр испытаний и сертификации ТООТ» Надежда Будько утверждает, что ничего неподъемного в вопросах сертификации нет.

Регламент как настольная книга

— Надежда Александровна, предприниматели из райцентров, торгующие одеждой, говорят, до сих пор не могут разобраться, чем отличается сертификация от декларирования соответствия.

— Раз мы говорим о подтверждении соответствия товаров легпрома, прежде всего предприниматели должны идентифицировать свою продукцию в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (ТР ТС 017/2011). Идентифицировать товар – это значит отнести его к определенной товарно-номенклатурной группе: одежда первого, второго или третьего слоя, изделия штучные, кожгалантерейные и т.д. Это позволит в дальнейшем определить, под какую процедуру подтверждения соответствия попадает изделие. Под каждую из них в техническом регламенте установлен конкретный перечень продукции. К примеру, джинсы подлежат декларированию, а носки – сертификации. Эти два документа – сертификат соответствия и декларация о соответствии – принципиально отличаются друг от друга. При декларировании заявитель сам, под свою личную ответственность подтверждает, что его продукция соответствует требованиям техрегламента. Доказательную базу тоже собирает сам: может прийти на испытания в лабораторию или взять у коллег уже готовые протоколы испытаний, если его продукция аналогична. Когда доказательная база собрана, заявитель принимает декларацию о соответствии (типовая форма есть на сайте Госстандарта) и обращается в орган по сертификации для ее регистрации.

Принципиальное отличие сертификации в том, что подтверждение соответствия происходит с участием независимой, третьей стороны. ИП подает заявку в орган по сертификации, и затем в работу вступают специалисты органа по сертификации: они анализируют пакет документов, проводят идентификацию продукции, если необходимо, осуществляют отбор типовых образцов и отправляют их на испытания. При положительных результатах выдают сертификат соответствия на определенную партию.

Уверяю: предприниматель поймет, как ему действовать, если изучит технический регламент. На практике много вопросов возникает у тех, кто документ даже не читал. У людей осведомленных остаются уточняющие вопросы.

ReeadMoreBlock

— В какие сроки выльются испытания?

— Если говорить о нашей лаборатории, входящей в систему Госстандарта, то на данный момент процесс займет около двух недель. Есть определенные методики испытаний, и как бы мы ни старались, ускорить процесс нельзя, иначе результаты будут ложными. Сроки могут увеличиться и по причине загруженности. Но сейчас у нас очередей нет. К тому же в Беларуси аккредитовано 38 испытательных лабораторий, осуществляющих подобную деятельность. Предприниматель вправе выбирать.

— Есть случаи, когда одна и та же вещь должна пройти испытания в лабораториях разных ведомств. Например, у вас, в Госстандарте тестируются одни показатели, в Минздраве – другие. Это ведь тоже дополнительное время.

— Вы правы, но в нашей лаборатории этот момент учли. На протяжении двух лет мы сотрудничаем с лабораториями Минздрава по принципу «одного окна». То есть ИП подает нам заявку, указывает показатели, по которым он хочет проверить продукцию, выбирает лабораторию Минздрава (по своему усмотрению), и на этом его участие заканчивается. Все остальное делают наши специалисты: вырезают пробы, проводят испытания, передают пробы курьером в Минздрав, оформляют документы. И в конечном итоге предпринимателю выдается на руки два протокола испытаний, которые дают полную картину о безопасности и качестве проверенной продукции. Конечно, мы могли пойти другим путем – закупить все необходимое оборудование, но тогда стоимость испытаний была бы несравнимо выше.

— А что делать людям в райцентрах, где принцип «одного окна» зачастую не работает?

— Предприниматели из глубинки всегда могут и должны обращаться за разъяснением в территориальные центры стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта, на базе которых функционируют органы по сертификации. Специалисты помогут найти наиболее удобный вариант. Например, в областях доступны лаборатории Минздрава; они выполняют испытания почти по всем показателям, за исключением устойчивости окраски, вида и массовой доли сырья. Да и в нашу лабораторию может обратиться предприниматель даже из самого отдаленного городка. Достаточно зайти на сайт Центра, оформить заявку, а образцы прислать в посылках. У нас сейчас немало заявителей-ипэшников из райцентров Пинска, Кобрина. Никто пока не жаловался.

Снижаем цену вопроса

— Какова цена вопроса? По словам одной предпринимательницы, сертификация носок-чулок обошлась ей в 11 млн рублей.

— Порядок цен за испытания зависит от сырьевого состава материала. Если это второй слой одежды, можно говорить о 2,5–4 млн рублей. Так что сложно прокомментировать ваш случай, не зная ситуации. Ко мне тоже недавно подходила предприниматель и сказала, что за последние 2 года она потратила на сертификацию 7 тыс. долларов. Да не может такого быть! Единственный вариант – если она получала документы в России. В 2013 году было много недобросовестных организаций, которые наживались на оформлении документов. К сожалению, они есть и сейчас. В Беларуси (я говорю за организации Госстандарта) все расценки прозрачны.

— Допустим, документы на руках. Как долго можно ими пользоваться и не думать о бумажной волоките?

— Протокол испытаний на продукцию легкой промышленности действителен в течение 3 лет. Поэтому, привезя в следующий раз аналогичную продукцию (этого же изготовителя и идентичную по составу сырья), отдавать ее на испытания не нужно.

Другое дело декларация – этот документ оформляется на каждую партию товара (то есть на товаротранспортную накладную), и ее стоимость сегодня у нас составляет 650 тыс. рублей. В то же время мы понимаем сложившуюся ситуацию и идем предпринимателям навстречу. Если у них, к примеру, скопилось много товаротранспортных накладных, оформленных до 1 января 2016 года, и остались непроданные единицы товара, мы принимаем к регистрации одну декларацию с включением в нее всех товаротранспортных накладных. Снижаем таким образом цену вопроса.

Добавлю: несмотря на то, что срок действия декларации о соответствии на партию товара ограничен тремя годами, продавать его можно до последнего изделия из этой партии, так как изделия легкой промышленности, опять же, не имеют сроков годности.

Несколько партий – в одну декларацию

— Какой совет вы можете дать предпринимателям, чтобы процесс получения документов проходил более гладко и быстро?

— Очень хороший момент – объединяться. Не секрет, что многие предприниматели возят однотипную, идентичную продукцию. Можно оформить заявку на испытания кому-то одному, а остальным получить от владельца протокола разрешение на его дальнейшее использование. Тем самым стоимость испытаний для заявителей сокращается в разы. К тому же такой подход позволяет предъявить на испытания большее количество образцов и, соответственно, разнообразить ассортимент.

ReeadMoreBlock

— А что делать тем предпринимателям, кто возит по 10 кофт каждую неделю? Таких ведь тоже немало, особенно в глубинке.

— У нас нет такой задачи – зарегистрировать как можно больше деклараций, чтобы получить больше денег. И в данном вопросе мы тоже пойдем навстречу – как вариант, зарегистрируем несколько партий в одну декларацию. Но все, конечно, в разумных пределах. Потому что для нас превыше всего – это гарантия безопасности изделий для потребителей, которыми мы все с вами являемся. Повторюсь, пусть предприниматели обращаются в органы сертификации за разъяснениями. Мы уважаем их труд. В организациях Госстандарта сейчас проводится бесплатное разъяснение требований техрегламента, проверки подлинности документов. Понедельник – день открытых дверей в нашей организации. В этот день мы никого не отпускаем в командировки, не планируем другие выезды. Все 10 специалистов оказывают методическую помощь заявителям. Так что чем сможем, тем поможем.

***

«Госстандартом, совместно с Минторгом и Минздравом, готовится ряд решений по введению электронного декларирования соответствия, способам демонстрации в розничной торговле наличия на товар документов о безопасности, предусмотренных техническими регламентами Таможенного союза, – рассказала «БелЧасу» руководитель пресс-службы Госстандарта Татьяна Бурдукевич.

Госстандарт также подготовил и направил в заинтересованные органы предложения по пересмотру размеров штрафных санкций к ИП за нарушения требований технических регламентов ТС. Обобщенные материалы находятся на согласовании в Минюсте. В плане контрольной деятельности на первое полугодие 2016 года у ИП, реализующих продукцию легкой промышленности на рынках, ярмарках, в торговых центрах, не предусмотрено проведения проверок соответствия данной продукции требованиям ТР ТС 017/2011 (за исключением проверок по жалобам и обращениям граждан). В то же время инспекторы Госстандарта продолжат «мониторить» динамику изменения ситуации в среде ИП в области подтверждения безопасности реализуемой продукции легкой промышленности.

 

комментарий специалиста
Александр  ГОРУНОВИЧ

Александр ГОРУНОВИЧ

председатель Белорусского профсоюза работников различных форм предпринимательства «Садружнасць»

— С точки зрения экономической целесообразности, переход к прозрачной торговле должен был состояться давно, еще 10–15 лет назад. Так что нынешние изменения вполне логичны. С другой стороны, здесь есть еще один аспект – социальный. Нововведения затронули не только крупных предпринимателей, но и мелких торговцев. А это в основном женщины, причем зрелого возраста, которые работают на рынках не один год. И на данный момент профсоюз заинтересован в том, чтобы они перестроились с наименьшими потерями. В частности, речь идет о штрафных санкциях. Мы полностью поддерживаем идею Госстандарта и Минэкономики о снижении размера штрафов. На сегодняшний день они неадекватны, доходят до 200 базовых величин. Есть вопросы к контролю за оформлением товарно-транспортных накладных. Нередки случаи, когда индивидуальные предприниматели допускают ошибки в заполнении этих документов и проверяющие органы приравнивают нарушение к отсутствию документов в принципе. А это тоже влечет за собой серьезные санкции: штраф в размере от 30 до 50 базовых величин, вплоть до конфискации товара. На наш взгляд, подобные факты можно трактовать иначе. Например, как нарушение порядка составления (оформления) товарных, товарно-транспортных накладных (статья 23.17 КоАП Республики Беларусь). И это уже совсем другая ответственность – штраф в размере до 10% суммы денежной оценки хозяйственной операции, указанной в этих документах. Другое дело, что изменение штрафов – вопрос не одного дня, для этого надо пересмотреть нормы КоАП. Поэтому на рабочей встрече прозвучало предложение наложить мораторий на проверки предпринимателей хотя бы на период работы группы. В дальнейшем при рассмотрении вопросов о наложении штрафов предлагается выделять предпринимателей в своего рода микроорганизации и снизить наказание рублем в зависимости от степени проступка – от предупреждения до штрафа в 10 базовых величин.

поделиться в соцсетях