Машинист поезда: ключевая фигура на железной дороге

Машинист поезда: ключевая фигура на железной дороге

Из прелестей у этой профессии – неплохая заработная плата да романтика дальних дорог, но, как шутят машинисты, она очень быстро выветривается. Наш собкор проехала в кабине электрички и сделала однозначный вывод: лучше быть пассажиром

Ключевая фигура на железной дороге – машинист. И не спорьте, машинистом стать совсем непросто. Изначально два года надо побегать в помощниках, потом пройти сквозь сито психологического отбора, снова поучиться, «обкататься» и лишь тогда тебе доверят пульт машиниста. В локомотивное депо Барановичского отделения Белорусской железной дороги наш корреспондент отправилась накануне профессионального праздника с одной целью – поближе познакомиться с работой машинистов.

PRAS.by""

Машинисты братья Пашкевичи – мои одноклассники. Тут же припомнила, как в школе парни так и норовили обвести вокруг пальца тех учителей, кто их не различал, – близнецы ведь. К доске выходил не тот, кого вызывали, а тот, кто выучил урок. Помнится, чаще отдувался Сергей, считавший себя старшим. Он появился на белый свет на 15 минут раньше Александра и всегда пользовался этим преимуществом. Вот и сейчас он пришел первым. Улыбается несколько вымученной улыбкой, сонные глаза прячет под солнечными очками. Оказывается, только в 6 утра вернулся из поездки. Утренняя встреча с журналистом лишила возможности отдохнуть.

ReeadMoreBlock

– Да ладно, не впервой, – отмахивается от моих извинений Сергей. – За 32 года работы ко всему привык, хотя здоровый образ жизни – залог профессионального долголетия. Каждодневные медосмотры напрочь отбивают охоту иметь вредные привычки. На содержание алкоголя в крови не должно быть даже намека.

Александр как-то перед поездкой заскочил к маме и вдоволь поел клубники. Пришел на медосвидетельствование, а нарколог ему: когда пили, сколько пили? Потом выяснилось, что кислая среда способна вызвать рост промилле.

– Железная дорога – зона повышенной опасности, но люди воспринимают ее чуть ли не как место для прогулок, – вздыхает Сергей Пашкевич. – А тормозной путь грузовых составов как минимум 1,2 километра. В результате столько трагедий!

Помню, с новым помощником поехали в рейс, а тут беда – человек попал под состав. Я-то через это уже проходил, а он, бедолага, впал в ступор. 

Когда предложил ему поприседать, удивленно на меня посмотрел.

Машинист Сергей Пашкевич изобрел для себя такой способ выхода из кризисной ситуации – физическая нагрузка, которая «выгоняет» адреналин. «Самое неприятное в таких ситуациях, что ты все равно окажешься виноватым, тебе придется не раз давать показания в следственных органах, в суде, объясняться с родственниками, – отмечает Сергей. – И никто при этом не думает о том, что машинисту после случившегося надо и дальше вести состав...»

PRAS.by""

Уклад жизни в семьях машинистов особый. В их домах даже ругаются по-своему. Нет-нет да и кидают жены вслед мужьям: чтоб тебя забрали сборным поездом. 

Это значит, чтобы экстренно позвонили и вызвали на 24 часа. Впрочем, для самих машинистов в этом нет ничего неординарного. Они привыкли жить вне расписания, особенно те, кто водит грузовые поезда. У них жизнь подчинена ожиданию. И лишь одно известно точно – между рейсами должно пройти не менее 12 часов. В общем, из прелестей у этой профессии неплохая заработная плата да романтика дальних дорог, но, как шутят машинисты, она очень быстро выветривается. Как по мне, так ее просто не замечаешь – некогда. На плечах машиниста тысяча и одна обязанность.

Проехав в кабине электрички всего-то 50 километров, сделала однозначный вывод: лучше быть пассажиром и не знать тонкостей железнодорожного дела. 

Машинист же в пути должен видеть и слышать абсолютно все, быть связистом, путейцем, слесарем, диспетчером, для пассажиров психологом и доктором и еще невесть кем – всё для нашей с вами безопасности. Машинисты это понимают и не ропщут, хотя каждый рубль зарабатывается непросто.

– У нас хороший социальный пакет, – отмечает председатель профкома локомотивного депо Валентина Бобырь. – При создании коллективного договора берем за основу документ отделения дороги, дополняем его и стараемся выполнять.

...Железная дорога из окна кабины машиниста совсем не такая, как с пассажирского места. Каждый столб несет столько информации, что, кажется, обычному человеку ее в голове не удержать.

PRAS.by""

Машинисту надо каждые 7 секунд подавать сигнал, что он жив-здоров (иначе поезд тут же остановится), следить за сигналами семафора, видеть, что происходит на дороге. А она неспокойная: тут работают люди, там бегают животные, то уклон, то спуск, которые надо регулировать скоростью. Переезды, перегоны, встречные поезда, информация по внутренней связи. В кабине электропоезда есть свой «черный ящик», который фиксирует все действия машиниста.

– Не пожалели, что оказались на железной дороге? – интересуюсь на прощание у своих одноклассников. – Ведь ты, Сергей, хотел стать летчиком, Саша – вертолетчиком, мама вас видела врачами...

– Знаешь, моя жена не зря каламбурит, что свою жизненную дорогу мы нашли через дорогу, – подводит черту Александр.

PRAS.by""

Родительский дом братьев Пашкевичей стоит у самой железной дороги.

Фото автора и Корнелия КОНСЕКА

поделиться в соцсетях