Мастерица-вышивальщица: «В старину рушники сопровождали людей «ад люлькі да трункі»

Мастерица-вышивальщица: «В старину рушники сопровождали людей «ад люлькі да трункі»

Кто такая «житная баба», зачем в старину клали куклу в пустую детскую люльку и что помогало нашим предкам оберегать семейные отношения?

Ответы на все эти вопросы знает вышивальщица из Кличева Могилевской области Валентина Никитина.

PRAS.by""

– На мой взгляд, каждому из нас важно знать и помнить о своих корнях, – убеждена мастерица. – Мне повезло, поскольку в семье моих родителей народные традиции свято чтились, а секреты вышивки передавались из поколения в поколение. Атмосфера творчества, царившая в нашем доме благодаря маме и бабушке, а также интерес моего отца к народным традициям сказались на выборе моей профессии. Я окончила вуз и долгие годы учила детей белорусскому языку и литературе.

Выйдя на заслуженный отдых, ветеран педагогического труда увлеклась изучением особенностей этнических узоров, которые используют вышивальщицы из Кличевского района.

– Я объехала немало деревень, – рассказывает моя собеседница. – Счастлива, что удалось спасти немало старинных вышивок, узоры из которых сегодня стали народным достоянием. Сама я много лет вышивала рушники. В старину они сопровождали людей, как говорится, «ад люлькі да трункі»: от рождения, когда повитуха принимала на рушник новорожденного, до опускания покойного в могилу. По каждому случаю рушники вышивали соответствующим узором, каждый символ имел особое значение. Правда, сегодня язык этих символов мало кто понимает.

По словам Валентины Михайловны, основу цветовой гаммы национальной вышивки составляли раньше красные нити на белом фоне: солнце и жизненная энергия, чистота и открытость. Черные краски белорусские мастерицы использовали лишь для придания оттенка. Огромное значение имеют узоры.

– Их смысл я изучаю на протяжении многих лет, – говорит Валентина Михайловна. – Традиционно в наших вышивках используются ромбы и квадраты, звезды и круги, точки, линии, кресты, шестиугольники, цветы и листья.

Оказывается, «древо жизни», вышитое из таких фигур, является символом бессмертия, дуб символизирует силу и могущество, а «житная баба» во все века была и остается символом богини плодородия. Кстати, такая баба, только сделанная из стеблей пшеницы и ржи, олицетворяла на праздновании дожинок благодарность земледельца солнцу, земле и дождю за богатый урожай.

– Отрадно, что сегодня многие стремятся украсить свой гардероб одеждой, вышитой в национальном стиле, – улыбается мастерица из Кличева. – Но мало кто задумывается над тем, что ручная вышивка – это еще и частичка души вышивальщицы. Я, к примеру, во время работы думаю о своих детях, которым всегда желаю здоровья и добра. Эти пожелания, разумеется, передаются и тем, кто покупает мои изделия. Не все знают и о поверье, бытующем среди вышивальщиц: та, у которой нитка все время перекручивается, хоть воском ее намазывай, будет жить долго и счастливо.

Позитивные мысли, по мнению Валентины Никитиной, способствуют появлению в душе человека гармонии.

– Лад в семье призваны были создавать и многочисленные обереги, которые в жизни наших предков занимали особое место, – продолжает она. – В старину первой куклой для ребенка была «пеленашка» («мотанка»), которую будущая мама или бабушка изготавливали из каких-нибудь старых вещей. Ткань рвали руками на лоскутки, потом скручивали из них маленькую куколку и клали в люльку еще не родившегося малыша. Такая кукла должна была изгнать нечисть и «закупить» для ребенка место, чтобы ему спокойно спалось.

Молодоженам тоже дарили символы-обереги в виде льняных куколок – «неразлучников» («одноручек»), прикрепленных к березовым веточкам, чтобы их можно было раздвигать. «Неразлучников» обычно подвешивали к упряжи лошади, возглавлявшей свадебный кортеж. Кукла, как считалось, отводила зависть и злобу возможных недоброжелателей. В дальнейшем ее помещали над кроватью новоиспеченных супругов, а березовую веточку повязывали красной нитью, которая оберегала от напастей и болезней. По мере рождения детей между «неразлучниками» появлялись куклы-«мотанки». Поверье гласит, что семью, скрепленную такой магической связкой, опоясанной красной нитью гармонии и согласия, разлучить практически невозможно.

Валентина Михайловна не ощущает себя пенсионеркой. Она участвует во всех культурных мероприятиях районного и областного масштаба. В прошлом году, к примеру, в республиканском профсоюзном конкурсе «Новые имена Беларуси». Стала одной из финалисток областного этапа.

– Я рада, что традиции наших предков в последние годы востребованы обществом, – признается она. – Это очень важно, поскольку они возвращают нас к истокам. Возрождая свои национальные традиции, мы пополняем и дополняем культурное наследие наших предков.

поделиться в соцсетях