Мифы минского метро: почему не достроили «Комсомольскую» и зачем тереть нос Ильича

Мифы минского метро: почему не достроили «Комсомольскую» и зачем тереть нос Ильича

Есть ли все-таки в столице засекреченная ветка? Многие уверены, что можно сесть в поезд на станции «Площадь Победы» и через мгновение оказаться… на «Немиге»

Для минчан метро – нечто большее, чем просто вид транспорта. С ним связаны разные эмоции и воспоминания: у кого-то здесь случилось первое свидание, а кто-то и вовсе ехал на метро в загс. Несмотря на то, что наша подземка не такая старая, как в Москве или Киеве, баек о минском метрополитене ходит не меньше.

PRAS.by""

Споры вокруг имени

Существует интересная легенда о создании кольцевой линии в московском метро. Якобы Сталин, просматривая документ со схемой подземки, поставил на него чашку кофе. Оставшийся отпечаток был воспринят как руководство к действию.

При создании метро в Минске руководствовались более практическими соображениями. В 1977 году первую сваю вбили на станции «Парк Челюскинцев», и выбор места был не случаен – нужно было разгрузить от транспорта Ленинский проспект.

PRAS.by""

– Раньше по проспекту ходил вечно переполненный троллейбус «двойка», – рассказывает пресс-секретарь Минского метрополитена Андрей Кузьмин. – Когда пустили метро, вместо троллейбуса стали курсировать автобусы. Сегодня остался только один из них – «сотка». Как и троллейбус, он почти всегда переполнен, ведь проспект – самая оживленная магистраль в городе.

Не все станции при проектировании имели то же название, что и сегодня. Например, «Академию наук» планировали назвать «Академическая», «Октябрьскую» – «Центральная площадь», а «Фрунзенскую» – «Юбилейная». Нынешняя «Московская» должна была носить название «Волгоградская» в честь пролегающей в этих краях улицы. Однако в 80-х годах городские власти задумали переименовать часть Ленинского проспекта в Московский, и имя для станции изменили. 

Многие минчане помнят споры вокруг названия станции «Спортивная», которую изначально хотели наречь «Раковской». Однако на форуме Мингорисполкома один из посетителей выразил мнение, что это название ассоциируется с раковой опухолью. Дискуссия продолжалась долго, но в итоге городские власти склонились к названию «Спортивная».

Счастливый нос Ильича

Со скульптурами и другими элементами декора станций связано множество примет. Например, студенты верят, что если потереть нос Владимиру Ильичу на станции «Площадь Ленина», то можно успешно сдать экзамен.

PRAS.by""

Под звездами на «Петровщине» принято загадывать желания.

Минчане Елена и Андрей Позняк придумали свою примету. Почти год назад на метро отправились в загс, причем как положено – невеста в белом платье и c цветами, жених в свадебном костюме. Остальные пассажиры были в восторге! Семейная пара признается, что это принесло им удачу: сегодня они очень счастливы.

– Почему выбрали подземку? Хотели провести свадьбу креативно, – говорит Елена. – Прогуглили информацию в интернете и узнали, что в городе никто еще в загс на этом виде транспорта не ездил. Наши родители сначала были против такой идеи, а потом согласились: все-таки это наш праздник.

«Метро–2»

Еще одна московская легенда гласит, что в 30-х годах по поручению Сталина в московском метро на случай войны была построена засекреченная система «Метро–2»: 4 ветки, проход в которые есть из Кремля.

Некоторые минчане убеждены, что у нас есть что-то похожее. Так, если ехать на станцию «Октябрьская» со стороны «Площади Победы», то можно увидеть, как подземный тоннель расширяется, а потом появляются еще одни рельсы. Считается, что они ведут в засекреченную ветку.

На самом деле под Октябрьской площадью существует служебный соединительный тоннель длиною около 250 метров. В Минском метрополитене рассказали, что по нему ночью перемещают поезда с одной ветки на вторую для отправки в депо.

PRAS.by""
Редкий снимок соединительного тоннеля удалось сделать фотокорреспонденту газеты «Рэспублiка» Валерию Харченко

– У меня нередко спрашивают: может ли машинист самовольно перескочить с Московской линии на Автозаводскую? То есть сейчас пассажиры были на станции «Площадь Победы», а через мгновение оказались на «Немиге», – говорит Андрей Кузьмин. – И я объясняю: Минское метро – это структурная организация, которая работает четко, как швейцарские часы. У машиниста есть определенный маршрут. Ничего самовольно он делать не может.

Еще одна легенда рассказывает, что между станциями «Октябрьская» и «Площадь Ленина» существует еще одна – недостроенная. У нее даже есть название – «Комсомольская».  Якобы строить станцию не стали из-за того, что перегон между «Октябрьской» и «Площадью Ленина» слишком короткий.

Андрей Кузьмин заверяет: все это выдумка.

– Если бы станция существовала, вы бы ее видели, проезжая по тоннелю, – поясняет специалист.

Копнуть глубже

Еще поговаривают, что перегон между станциями «Пролетарская» и «Тракторный завод» лежит чуть ли не в нескольких сантиметрах под землей. Якобы если оказаться в районе улицы Судмалиса, можно почувствовать под ногами большую вибрацию от движения электропоезда.

PRAS.by""

Андрей Кузьмин сообщил, что все минское метро само по себе не глубокое. Лишь отдельные его участки спрятаны в 15 метрах под землей. Новые станции и вовсе располагаются в 3 метрах. Однако слухи о тоннеле «Пролетарской» несколько преувеличены.

А вот то, что на станции «Пролетарская» есть законсервированный вестибюль, в котором стоят кассы и будки для контролера, – правда. Он закрыт стеной, поэтому не виден пассажирам. Как отметил пресс-секретарь Минского метрополитена, вестибюль не используется  из-за низкого пассажиропотока в этом направлении. Но в случае необходимости будет открыт. Кстати, такие законсервированные проходы есть и на других станциях.

Кстати

Легенды о метро возникают в каждом городе, где оно есть. Нередко они становятся источником вдохновения для творческих людей. Например, известный в Сети художник Bird Born посвятил свои работы московскому метро. И, если судить по некоторым из них, сюжеты для многих «подземных» легенд – общие. Ведь точно такие страшилки об огромных крысах рассказывают и у нас.  

PRAS.by""

Юлия БАЛАКИРЕВА

Фото:
  • фото из сети Интернет

поделиться в соцсетях