Министр МВД: «За 5 лет алкогольных преступлений стало меньше почти на 40%»

Министр МВД: «За 5 лет алкогольных преступлений стало меньше почти на 40%»

При этом доступность спиртных напитков для населения остается на высоком уровне

По данным МВД, в 2015 году общее количество преступлений по сравнению с 2014-м выросло на 3,2% и составило 96 982 зарегистрированных случая. Однако в целом криминогенная ситуация в стране улучшилась – в частности, стало меньше убийств, умышленных причинений тяжких телесных повреждений, разбоев, грабежей и краж. А вот число хулиганств за прошлый год выросло больше чем на треть. К уголовной ответственности за совершенные преступления правоохранители привлекли около 45 тысяч человек, за административные правонарушения составлено более 3,7 млн протоколов.

ЛТП для наркозависимых быть?

Еще в январе на итоговой коллегии МВД Александр Лукашенко обозначил проблемы, которым в 2016 году нужно уделить больше внимания — это борьба с распространением наркотиков, а также коррупционные и экономические преступления. В первом случае МВД уже выбрало правильную стратегию, о чем свидетельствует двукратное увеличение количества изъятых в минувшем году наркотических средств, возросшее число выявленных организованных преступных групп. Число граждан, попавших в больницу с передозировкой, при этом сократилось на 20%, а смертей — на 38%.

Всего же правоохранительные органы выявили 7 268 наркопреступлений. Как пояснил министр внутренних дел республики Игорь Шуневич, Беларусь по-прежнему остается привлекательной страной не только для транзита наркотиков, но и для их сбыта. Соответственно, растет круг потребителей, а их возраст, наоборот, уменьшается. Все чаще правоохранители выявляют наркопреступления, к которым причастны несовершеннолетние. Особую тревогу вызывает выросшее в 1,7 раза число фактов распространения спайсов подростками.

Алкогольных преступлений стало меньше. «За последние 5 лет их число снизилось с 27 до 17,5 тысяч, т. е. почти на 40%. При этом мы по-прежнему будем выступать за уменьшение доступности алкоголя, ведь сегодня она находится на высоком уровне, — сообщил Игорь Шуневич. — Количество же преступлений, я считаю, уменьшилось во многом из-за хорошей профилактической работы, которую проводят наши сотрудники. Но, к сожалению, этот успех скорее всего кратковременный».

ReeadMoreBlock

Свою точку зрения Игорь Шуневич пояснил тем, что динамику алкогольной преступности, как и любой другой, можно представить в виде параболы. И если сейчас идет спад, то следующим этапом может быть подъем. Какими именно способами МВД планирует бороться с доступностью алкоголя, глава ведомства пока не озвучил. Но зато категорически выступил против разрешения на доставку алкоголя через интернет. Хотя представители Минторга готовы обсудить этот вопрос с общественностью и, возможно, даже дать добро.

В конце 2015 года Совмин утвердил Концепцию социальной реабилитации лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией. Документ в том числе предусматривает оптимизацию деятельности лечебно-трудовых профилакториев (ЛТП) и поэтапное сокращение их количества. В свою очередь Игорь Шуневич отметил, что уменьшать или увеличивать число таких заведений планируется в зависимости от ситуации. Он также добавил, что Беларуси не удастся уйти от вопроса создания ЛТП для наркозависимых. 

Смягчить наказание

В борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями в 2015 году правоохранители зафиксировали 6 445 нарушений (в 2014-м — 5 652). Почти половина из них — особо тяжкой и тяжкой категории. Не исключено, что в скором будущем уголовное законодательство в экономической сфере ждет либерализация.

«С момента принятия последнего уголовного кодекса около 10 статей из соответствующей главы применяются 1-2 раза в год, а по некоторым и вовсе не было ни одного прецедента. Отдельные виды экономической преступности требуют пересмотра отношения к ним, — отметил глава ведомства. — Например, фальшивомонетчество, если сбытчик добросовестный. Сегодня, когда человек сдал поддельные доллары, не имея никакого умысла, мы все равно возбуждаем уголовное дело, т. к. того требует закон. Я считаю, подход нужно пересмотреть. То же касается и слишком жестких санкций за совершение сделок с драгметаллами».  

Говоря об экономической безопасности, Игорь Шуневич затронул вопрос госзакупок. Во всем мире эта сфера является криминогенной, и Беларусь тут не исключение. Около 90% госзакупок в стране производятся из одного источника. При такой процедуре бюджетные средства не всегда используются конструктивно. По оценке МВД, примерно 10% от этой доли госзакупок происходят в условиях недобросовестной конкуренции, в т. ч. с коррупционной почвой. Для более эффективного контроля в Беларуси появится государственная информационная система по управлению госзакупками. Соответствующую статью министерство уже внесло в закон «О государственных закупках товаров (работ, услуг)».

Гармония закона для гармонии в семье

По итогам 2015 года число преступлений в бытовой сфере уменьшилось с 528 до 477. За подобные правонарушения виновных привлекали к административной ответственности 51 334 раза. Актуальной на сегодня остается проблема семейного насилия. В первую очередь ее ощущают участковые инспекторы милиции.

ReeadMoreBlock

«Понятие «семейное насилие» и критерии его оценки прописаны в так называемой Стамбульской конвенции (Конвенция Совета Европы о предотвращении насилия над женщинами и домашнего насилия и борьбу с этими явлениями. — Прим. ред.), принятой в 2011 году. И мы видим необходимость привести наше законодательство в гармонию с существующими стандартами, — отметил Игорь Шуневич. — С одной стороны, это расширит возможности реагирования государства на проблему, с другой — принесет пользу в плане профилактики».

Эффективному решению проблемы насилия в семье способствует применение защитного предписания, по которому агрессору на определенное время запрещено общаться со своей семьей. К слову, в 2015 году указанная мера применялась 1 422 раза. Но правоохранители ищут и другие, новые пути. Скоро в стране будет принят закон «О профилактике насилия в семье», проект которого уже подготовлен. При этом уже сейчас остро стоит вопрос отсутствия единой позиции ряда участников разработки законопроекта по распределению обязанностей профилактики. Ведь не всегда регулятором семейных отношений должен выступать только сотрудник органов внутренних дел.

поделиться в соцсетях