На «Черном квадрате» Казимира Малевича нашли два изображения и надпись

На «Черном квадрате» Казимира Малевича нашли два изображения и надпись

В 2015 году знаменитом полотну исполняется 100 лет, а споры и дискуссии вокруг него продолжаются

Сотрудники Государственной Третьяковской галереи Екатерина Воронина, Ирина Рустамова и Ирина Вакар провели исследование картины «Черный квадрат» Казимира Малевича около месяца назад. В результате оказалось, что под основным изображением скрываются еще два, тогда как ранее было известно только об одном из них. Обе найденные композиции выполнены в авангардистском стиле: одна — кубофутуристическая, другая — протосупрематическая. Очертания первой картины под «Черным квадратом» удалось разглядеть с помощью рентгеновского излучения. Вторую хорошо видно под микроскопом — сквозь кракелюр квадрата просвечивается красочный слой.

Кроме изображений под «Черным квадратом» обнаружился еще и текст. Исследователи почти смогли расшифровать надпись на полотне, которую считают авторской, — не хватает трех букв. Целиком фраза, скорее всего, звучит так: «Битва негров в темной пещере».

«У Малевича сложный запутанный почерк и некоторые буквы пишутся одинаково: «н», «п», и даже «и» в некоторых текстах очень близки по написанию, – рассказала каналу «Культура» Екатерина Воронина. – Мы работаем над вторым словом. Но то, что первое слово «битва», все могут увидеть».

Это позволяет считать «Черный квадрат» Казимира Малевича отсылкой к полотну «Битва негров в темной пещере глубокой ночью» французского писателя и журналиста Альфонса Алле, написанному в 1882 году. На холсте изображен только черный прямоугольник. Альфонс Алле создал целую серию юмористических монохромных картин, в том числе «Первое причастие страдающих анемией девушек в снежную пору» — белое полотно, «Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами» — красное. О связи работа Малевича и Алле исследователи упоминали и раньше. Ненавистники «Черного квадрата» даже заявляли, что произведение является плагиатом. Но сам Малевич не относился к своему произведению с юмором, а считал его поворотным моментом в искусстве.

Дать однозначный ответ на вопрос, почему автор закрасил изображения и надпись, а не взял чистый холст, исследователи пока не могут. В истории живописи известны примеры, когда художники «наслаивали» картины одну на другую. Например, «Голубая комната» Пабло Пикассо скрывала под собой изображение мужчины, опирающегося лицом на руку, а «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи — неизвестный рисунок автора.

поделиться в соцсетях