«Охота» на покупателя: как защититься от недобросовестных продавцов?

«Охота» на покупателя: как защититься от недобросовестных продавцов?

Пенсионерка заключила с распространителем договор о покупке постельного белья за семь миллионов рублей. Только обращение на горячую линию Министерства торговли помогло решить вопрос в пользу невнимательной покупательницы

Часто приходится слышать истории о доверчивых покупателях и обманутых потребителях. Иногда сам совершаешь покупки, понимая, что, скорее всего, не сможешь защитить свои права и вернуть потраченные деньги. Тогда осознанно соглашаешься с потерей вложенной суммы. И хорошо, если это не сильно ударит по карману или семейному бюджету.

Распространители бытовой техники, посуды, косметики и различных «чудо»-добавок не просто реализуют товар, а проводят всевозможные презентации и акции. У них нет стационарного торгового объекта. Такие «коробейники» приезжают в том числе и в санатории. Заливаясь соловьем, они красиво рассказывают и показывают свой товар. Причем обещают, что стоить это будет «просто копейки».

И некоторые в состоянии отпускной эйфории заключают договор, не задумываясь о сумме, с которой придется расстаться.

Свою роль играет и возможность заплатить за покупку в рассрочку, и небольшой первоначальный платеж. Для реализатора не имеет значения, какая сумма будет внесена в качестве первого взноса по договору, порой это всего 50 тыс. рублей. В документе при этом будут прописаны все условия оплаты, а также ответственность за невнесение назначенной суммы вовремя. Здесь доверчивому покупателю нужно держать ухо востро и соотносить свои возможности с ценой товара.

Показательная история произошла с 75-летней пенсионеркой. Вернувшись из санатория домой, она и предположить не могла, чем обернется ей «удачное» приобретение. Взрослые дети увидели, внимательно изучили документы и, конечно, поинтересовались: «Мама, где деньги будем брать?».

Оказалось, пенсионерка подписала договор о покупке постельного белья за… 7 млн рублей.

Сын невнимательной покупательницы обратился за помощью в решении проблемы на прямую линию, которую вел заместитель министра торговли Эдвард Матулис. Подобные прямые линии заместители министра проводят каждую субботу, отвечают на поступившие вопросы, а в случае, если обращение требует дополнительного разбирательства, направляют компетентным специалистам министерства, которые в свою очередь рассматривают вопросы в соответствии с законодательством.

Специалисты министерства изучили ситуацию пенсионерки. Как рассказала начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Ирина Барышникова, в данном случае, согласно статье 28 Закона «О защите прав потребителей», качественный товар можно вернуть в течение 14 дней. При условии, что товар не был в эксплуатации, сохранился его товарный вид, пломбы, фабричные ярлыки.

«Мы обратились в организацию, с которой был заключен договор, разъяснили требования законодательства о защите прав потребителей, – отмечает Ирина Николаевна. – В конечном счете договор был расторгнут в досудебном порядке, деньги покупательнице вернули. Конечно, потребитель не имеет юридического образования, не всегда знает свои права, поэтому при разрешении споров с продавцами (исполнителями) этот факт учитывается. Вместе с тем, хочу подчеркнуть:

Заключая подобные договоры на приобретение товара, вы берете ответственность на себя по его исполнению, поэтому прежде чем ставить свою подпись под договором необходимо взвесить свои реальные возможности.

Не всякий качественный товар можно вернуть продавцу в течение 14 дней. Постановлением правительства от 14 июня 2002 года №778 утвержден перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату. В этой связи хочу еще раз отметить – потребитель должен быть внимательным и ответственно принимать решение о приобретении товаров (услуг)».

Кроме того, следует обратить внимание и на психологическое воздействие специально подготовленных распространителей (или менеджеров) на покупателей. Психологи считают, что жертвами подобных продавцов становятся обычно мягкие, доверчивые либо внушаемые люди, которые не могут оборвать разговор, отказаться от навязываемой услуги или товара, и таким образом попадают к ним в сети.

И все же самое главное правило: ничего не подписывайте – без вашей подписи договор недействителен.

поделиться в соцсетях