Потребители-экстремисты: попробовать, не выходя из магазина

Потребители-экстремисты: попробовать, не выходя из магазина

Недавно интернет взбудоражило видео, как девочка-подросток «дегустирует» детское питание прямо в торговом зале одной из сетей в Пинске: берет с полки баночки с пюре, открывает, пробует и ставит обратно. Что это – юношеский максимализм или потребительский экстремизм?

Вышеописанный ролик в интернет выложила сама «героиня». Ее поведение возмутило пользователей Сети, которые и передали видео начальнику охраны магазина. Позже его администрация подала на школьницу заявление в милицию. Что это – юношеский максимализм или потребительский экстремизм? Разбираемся в ситуации вместе со специалистом Минторга, психологом и директором Ассоциации розничных сетей.

Хулиганство ради сомнительной славы

«По закону потребителем является человек, приобретающий либо имеющий намерение приобрести товар (работу или услугу) для личных, семейных, домашних или других нужд, – рассказывает начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Ирина Барышникова. – В данном случае у девочки намерения купить не было. Ее действия можно квалифицировать как хулиганство, нанесение имущественного вреда магазину».

ReeadMoreBlock

По словам специалиста Минторга, проблема лежит в социальной плоскости. Школьница просто хотела прославиться любой ценой, получить как можно больше «лайков» в интернете. О негативных последствиях своего поведения она не задумывалась. А ведь последствия для здоровья ребенка, съевшего такое пюре, могли быть самыми непредсказуемыми...

Ирина Барышникова отметила, что в Минторг периодически приходят жалобы на детское питание, которое после вскрытия упаковки не издает характерного хлопка. Кормить таким продуктом детей категорически нельзя. К слову, доказать, что товар был куплен с дефектом упаковки, а не вскрыт дома, сложно. Поэтому материальные убытки несет потребитель. Однако, если вы сомневаетесь в качестве продукта, можете обратиться в контролирующие органы, которые сделают контрольную выборку товара и проверят его уже на полке.

В целом же потребительский экстремизм – поведение потребителей товаров и услуг, имеющее целью получить определенную выгоду и доход, манипулируя законодательством о правах потребителей в корыстных целях.

Из-за соцсетей подростки позже взрослеют

Психолог-консультант Елена Осипова отмечает, что подростки во все времена совершали непредсказуемые поступки, желая обратить на себя внимание. Современный подросток формируется под влиянием социальных сетей. «Ругать соцсети, на мой взгляд, совершенно бессмысленно, – считает психолог. – Это данность, от которой сегодня никуда не деться. Социальные сети накладывают особенности на этапы взросления и развития ребенка. В психологии есть термин «социальная адаптация». Он означает, что на этапе своего развития ребенок должен приобрести определенные социальные навыки. Так, например, дошкольники нередко воруют игрушки из детского сада. Задача родителей – объяснить своему чаду, что брать чужое нельзя, а если взял – нужно вернуть обратно. Это один из этапов нравственного становления».

ReeadMoreBlock

По словам Елены Осиповой, такие этапы есть в каждом возрасте. При этом современные подростки под влиянием социальных сетей взрослеют позже и, соответственно, позже приобретают социальный интеллект – понимание того, что можно, а что нельзя. Они чувствуют себя взрослыми, но по своему развитию еще дети.

В магазинах орудуют профессиональные едоки

Случай в пинском магазине – скорее исключение, чем правило, отмечает исполнительный директор Ассоциации розничных сетей Татьяна Закжевская. «Безусловно, девочка причинила ущерб магазину. Ведь пока товар находится на полке, он является имуществом субъекта торговли», – добавила она.

Казалось бы, правовое поле определено, однако в магазинах по-прежнему возникают спорные ситуации. Одна из них – когда ребенок требует пить в торговом зале. Чтобы малыш не капризничал, мама берет со стеллажа воду и дает чаду. Иногда на кассу она приносит уже пустую бутылку. Если мамочка ее оплачивает, проблемы нет. Но, к сожалению, не все родители такие сознательные. Более того, некоторые толкают своих детей на воровство. К примеру, специалист по защите информации одного из сетевых магазинов Геннадий Ширко рассказал, что в его практике бывали случаи, когда родители набивали рюкзак своего ребенка продуктами и отправляли на выход в надежде, что его не будут досматривать.

ReeadMoreBlock

Промышляют в магазинах и так называемые профессиональные едоки, которые умудряются за считанные секунды снять противокражные бирки с дорогих продуктов и употребить их на месте. «Довольно часто в стеллажах мы находим пустые упаковки и опустошенные бутылки», – отмечает Татьяна Закжевская.

По словам специалиста, все торговые сети имеют хорошие службы безопасности, в зале за покупателями присматривают продавцы. Также торговые залы оснащены камерами видеонаблюдения. Но кражи все-таки случаются. Так, например, однажды сотрудники безопасности поймали обеспеченную женщину, которая пыталась пронести в шубе 24 банки кофе.

Количество камер видеонаблюдения зависит от площади магазина, его планировки, расположения стеллажей и разрешения камеры. Они обязательны на входе-выходе из магазина и на рассчетно-кассовых узлах. Это необходимо для того, чтобы идентифицировать покупателя.

поделиться в соцсетях