Психолог: «Первое, о чем забывает большинство выступающих, – зачем они выступают»

Психолог: «Первое, о чем забывает большинство выступающих, – зачем они выступают»

Как стать хорошим оратором? Увлечь аудиторию и сделать выступление ярким и интересным?

Один мой преподаватель каждую свою речь заканчивал вопросом: «Хотите знать больше?» К концу лекции студенты готовы были биться головой о стену и кричать «Хочу, хочу!», как нервный мальчик из анекдота, где пластинку со сказками заело на словах: «...хочешь, я расскажу тебе сказку?» А между тем прием хоть и раздражает до чертиков, но достаточно эффективен.

Уметь удерживать внимание аудитории, все время подогревая интерес и пробуждая воображение, важно преподавателям и политикам, руководителям и профлидерам. О том, как построить успешное выступление и не дать публике заснуть, рассказала психолог, автор психологических программ проекта www.stressa.net Ольга ЮРКОВСКАЯ.

Задайтесь вопросом «зачем?»

Первое, о чем забывает большинство, – зачем они выступают. Если цели как таковой нет, не стоит тратить свое и чужое время. Бесцельное выступление успешным вряд ли станет.

На пути к микрофону

Если вы вышли на сцену, то уже привлекли внимание. В этот момент нужно собрать взгляды зрителей на себе. Стоит сделать паузу и, если людей немного, попытаться перехватить взгляд каждого, а если аудитория большая – смотреть секторами. Затем вы здороваетесь, представляетесь. Тут уместно применить один из ораторских приемов: пошутить, привести цитату, похвалить город. Когда выступающий – человек наблюдательный, он обязательно найдет то, что ему действительно понравилось и искренне этим поделится. К аудитории нужно относиться как к доброму товарищу. Если вы общаетесь с аудиторией по-человечески, все получится.

Пять «не»

Не закрываться. Многие выступающие на сцене будто стоят в стеклянном стакане, так, что прерывается всякий контакт с аудиторией. Нужно двигаться по сцене, жестикулировать – устраивать своеобразное театральное представление. Степень энергичности оратора должна быть намного выше, чем в обычной жизни.

Не игнорировать реакцию слушателей. Иногда стоит задать пару вопросов. Тогда публика начинает искать ответы и автоматически вовлекается в беседу. Вопросы должны быть в большей степени риторические, чтобы в зале не нашелся второй оратор, который бы решил отобрать у вас право голоса.

Обращаться ли с вопросами к тому, кто вас не слушает, – вопрос этичности. Но принимать это на свой счет не надо. Просто у кого-то свои проблемы.

Не затягивать. 15–20 минут – время, когда люди увлечены выступлением. Кстати, на конференциях формата TEDx, уже давно получивших международный размах, длительность речи не должна быть более 18 минут. Хотя опытный оратор может удерживать внимание и 2 часа. Одно из наиболее впечатливших меня выступлений длилось всего 5 минут. Последующие 40 минут выступающий просто отвечал на вопросы.

Я бы запретила 99% ораторов использовать презентации. Слишком часто визуальное сопровождение просто убивает выступление. Кроме того, в большинстве презентаций оформление непривлекательное, шрифт на слайдах нечитабельный. Лучше вообще обойтись без них, раз они никак не помогают. Качественные презентации на слайдах вмещают до 10 слов и интересную картинку.

Как стать хорошим оратором?

А как становятся водителями? Прошел курсы и накатал часы. Так же и с выступлениями. Чтобы научиться, нужно почаще практиковаться, смотреть успешные выступления с тех же конференций TEDx, пытаться скопировать удачные приемы. Разбирая свои ошибки, стараться понять, что не так было с жестами, голосом, текстом выступления. Но главное – находить поводы попрактиковаться. Начать вести кружок у школьников – уже тренировка для оратора.

Если выступать мешают комплексы или зажимы, посетите курс ораторского мастерства. Как правило, за пару занятий от прошлых проблем не остается и следа. После нескольких десятков выступлений будет скорее кураж и драйв, чем зажатость и забитость. В какой-то момент первоначальный страх при выходе на сцену становится энергией для последующего успешного выступления.

Мнение практика

Вадим ФЕДОРОВ, председатель Республиканского комитета Белорусского профсоюза работников промышленности:

– Готовиться надо к любому выступлению. Главное – понять, что ты хочешь сказать людям. Когда знаешь, что говорить, начинаешь думать, как это сказать. Одно дело – выступать в цеху или на рабочем участке, совсем другое – на пленуме профсоюзов. Говорить стоит конкретно, кратко, ясно, без усложняющих речь оборотов. Обязательно следить за реакцией аудитории. Возможно, стоит сделать паузу или сакцентировать на чем-то внимание, выделить голосом. По моему глубокому убеждению, больше 34 минут, какой бы сложный вопрос ни рассматривался, говорить нельзя. Я наблюдал за выступлениями на съездах: 34 минуты – максимум концентрации внимания.

поделиться в соцсетях