Путейцы Кривчики: общий трудовой стаж династии железнодорожников – 239 лет

Путейцы Кривчики: общий трудовой стаж династии железнодорожников – 239 лет

С 1871 года жизненные пути трудовой династии Кривчиков неразрывно связаны с Белорусской железной дорогой. Представители четырех поколений семьи отдали БЖД почти два с половиной века. Трудолюбивые, порядочные, талантливые и очень дружные – такие они, путейцы Кривчики

Из крепостного крестьянина – в артельные старосты

Основатель династии Данила Кривчик (1838–1909), недавний крепостной, участвовал в строительстве легендарной Либаво-Роменской железной дороги. Трудился рабочим по отсыпке земляного полотна на участке Пуховичи–Минск. С лопатой и грабаркой продвигался он вперед вместе с дорогой, которую строил. Овладел ремеслом и, когда насыпь была готова, остался на дороге путевым рабочим. Выучил грамоту, основы руководства и стал артельным старостой (бригадиром пути).

Через некоторое время ему выделили участок для строительства – как раз на том месте, где сейчас находится Минское отделение Белорусской железной дороги. Здесь Данила Иванович построил дом, вырастил детей, один из которых – Степан (1860–1935) пошел по стопам отца. Начинал он свою карьеру с рабочего пути станции Минск, затем был служащим Либаво-Роменской железной дороги, а после трудился на Московско-Белорусско-Балтийской железной дороге.

krivchiki

В то время служащие на железной дороге высоко ценились. Среднемесячная зарплата управленцев составляла 96 рублей, тогда как заводской рабочий получал всего 15. Железнодорожникам рангом пониже платили в среднем не менее 32 рублей в месяц, предоставляли бесплатный проезд и другие льготы. «У деда был высокий ранг, – рассказывает Анатолий Кривчик. – В его распоряжении был персональный вагон. Кроме того, он пристроил к отцовскому дому еще два, каждый с отдельным входом и кухней. Это положение у него сохранялось и при царе, и при Ленине, и при Сталине, до конца жизни».

На ужин – сгоревшая галета

Продолжателем династии железнодорожников стала дочь Степана Кривчика – Ольга (1909–1975). Эта видная женщина 12 лет проработала билетным кассиром станции Минск-Пассажирский. Потом в ее жизнь вмешалась война. Беспощадная – выкосила всех мужчин рода, не пощадила даже мужа Ольги Степановны. С ребенком под сердцем она была эвакуирована в Краснодар, где в 1942 году родился сын Толя.

Главное воспоминание того времени для Анатолия Кривчика – постоянное чувство голода. «Мама работала на фабрике по производству галет для фронта. И зарплату ей выдавали в том числе браком. Но и это было для нас за радость. Ведь часто, кроме макухи (кукурузного початка без зерен, обугленного в печке. Прим. авт.), лебеды и крапивы, у нас ничего не было», – рассказывает Анатолий Петрович.

После войны на железную дорогу Ольга Степановна уже не вернется – здоровье не позволит. «Когда мы возвратились в Минск, у нас ничего не было. Дом разбомбило в первые дни войны, поэтому пришлось ехать к сестрам матери в Брест. Там вшестером ютились в маленькой комнатке. Через год вернулись в Минск и получили временное жилье. Это были тяжелые времена», – вспоминает Анатолий Кривчик.

krivchiki

Родная Минская дистанция

В 1955 году в Минске открылась Детская железная дорога. В числе ее первых воспитанников был и мальчик Толя. С усердием он постигал азы профессии. Прошел все: от стрелочника, дежурного по переезду и станции до руководителя смены юных железнодорожников. Руководство обратило внимание на старательного подростка и направило его на учебу в Брестский железнодорожный техникум.

Там еще во время учебы Анатолий Кривчик начал подрабатывать. К работе он относился очень ответственно. «Однажды утром я пропустил свой поезд. Чтобы не опоздать на работу, я с ломом и шуфлем на плече дошел до Ждановичей пешком по шпалам. А это 20 км», – рассказывает железнодорожник. После окончания техникума Анатолий Кривчик устроился на Минскую дистанцию пути.

«Трудолюбивый человек всегда найдет себе работу»

В 1960 году Анатолий Кривчик был старшим рабочим, затем бригадиром пути. Он быстро учился и перенимал секреты путейского мастерства у профессионалов. И вскоре получил направление на учебу в Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта, который окончил с отличием.

В институте познакомился с будущей супругой. «Нина работала лаборантом на кафедре химии. Девушка видная, поклонников много, – вспоминает он. – Но я человек настойчивый и спустя 3 года все-таки добился ее. Перевез из Гомеля в Минск. Расписались. Жена устроилась на ту же Минскую дистанцию пути техником. Я в то время работал дорожным мастером, потом – инженером».

В 1960-е годы при службе пути создавалась дорожная лаборатория по научной организации труда и управлению производством, руководить которой доверили Анатолию Кривчику. С характерной для него старательностью Анатолий Петрович взялся за изучение нового дела. За время его работы в этой должности на железной дороге появилось множество технологических новшеств. Одно из них – диспетчерская система управления дистанцией пути, действующая по сей день. Когда талантливого сотрудника повысили до главного инженера, он стал внедрять все свои разработки на Минской дистанции пути. «За это время мы получили 5 союзных знамен и многочисленные дипломы», – рассказывает Антолий Кривчик.

Им песня строить и жить помогает

А уже в 1978 году Анатолий Петрович осваивал новую роль – секретаря райпрофсожа Минского отделения дороги. «В моем подчинении были почти 200 первичек, 42 тыс. человек. Работал с домами культуры, санаториями-профилакториями, пионерскими лагерями, больницами, детсадами, библиотеками. Мы проводили спортивные мероприятия, положили начало конкурсам самодеятельности», – подчеркивает железнодорожник.

К слову, с Минским Дворцом культуры и спорта железнодорожников связана вся семья Кривчиков: жена, сын и внуки. Каждый нашел себе занятие по душе. Сам же Анатолий Петрович по сей день поет в хоре. В копилке его многочисленных наград – звание лауреата Республиканского фестиваля «Не стареют душой ветераны».

Логичным продолжением общественной работы стало участие в ветеранском движении. В 1990 году Анатолия Петровича избрали председателем недавно созданного совета ветеранов Минского железнодорожного узла. В этом деле, как и в любом другом, за которое берется этот талантливый человек, он тоже достиг успеха. Если раньше в совет ветеранов входили менее 50 первичных организаций, то сегодня их более 150. А с 2005 года Анатолий Кривчик возглавляет также совет ветеранов Октябрьского района Минска. Из 34,5 тыс. проживающих здесь ветеранов более 20 тыс. являются членами первичных организаций.

krivchiki

Три года назад работа Анатолия Петровича с ветеранами была отмечена на самом высоком уровне – он получил орден Почета Республики Беларусь из рук главы государства. Наград у ветерана-железнодорожника множество, но эта для него – самая ценная.

Супруга Анатолия Кривчика – Нина Кузьминична посвятила железной дороге 37 лет. После работы техникой на Минской дистанции пути женщина трудилась инженером «Белсельстроя», потом в проектно-конструкторском бюро «Дорстроймонтажтреста». Выйдя на пенсию, продолжает работать во Дворце культуры и спорта железнодорожников.

«Главное, будь хорошим человеком»

Сын Сергей окончил Минский государственный художественный колледж имени А.К.Глебова. Но каждые каникулы, как и отец, подрабатывал на пути. Помимо этого, как художник помогал в оформлении наглядной агитации. Устроился на Минскую дистанцию и уже 30 лет с ней неразлучен – сначала работал монтером пути, затем маляром, сейчас – ремонтником искусственных сооружений и художником-оформителем.

Сергей Анатольевич признается, что отец никогда не склонял его к профессии путейца. «Папа всегда говорил: «Что выберешь, то твое. Главное, чтобы ты был хорошим человеком. А будешь ты профессиональным дворником, художником или мостовиком – неважно. Профессий много. Я всегда тебя поддержу». Так получилось, что я пошел по его стопам и не пожалел», – отмечает Сергей Кривчик.

krivchiki

Мужчина признается, что своему старшему сыну Денису он тоже предоставил право самостоятельного выбора будущей профессии, но немного напутствовал. После школы Денис окончил Минский государственный профессиональный лицей № 5 транспортного строительства. Отработал в «Зеленстрое» Октябрьского района Минска, затем отдал долг Родине. Когда вернулся из армии, задумался, куда поступать. Советовался с дедушкой. «Я предупреждал, что работа сложная, а деда на железной дороге все знают и подвести его нельзя, – говорит Анатолий Петрович. – Денис поступил в тот же университет, что и я, с разницей в 50 лет. Работает монтером Минской дистанции пути. Я мог бы похлопотать за него и устроить на более легкую работу, но не сделал этого преднамеренно. Если он справится со сложной, то остальная работа будет ему по плечу. Приятно видеть, с каким рвением он трудится».

Самый младший из династии Кривчиков – Валентин увлечен музыкой, но, возможно, в будущем он впишет свою страницу в историю семьи-путейцев.

Фото автора и из архива Анатолия КРИВЧИКА

поделиться в соцсетях