Реформа сохранит институт льготных пенсий и добровольное пенсионное страхование

Реформа сохранит институт льготных пенсий и добровольное пенсионное страхование

Федерации профсоюзов Беларуси совместно с Министерством труда и социальной защиты провели круглый стол по вопросам изменения пенсионной системы

Участники мероприятия обсудили предлагаемые правительством варианты повышения пенсионного возраста, а также альтернативные пути решения проблем пенсионного обеспечения граждан.

Данное мероприятие стало своеобразным итогом всестороннего обсуждения профсоюзами темы пенсионной реформы на местах. Как отметил председатель Федерации профсоюзов Беларуси Михаил Орда, сегодня по этому поводу существуют разные мнения. «Но факт остается фактом: в пенсионном фонде есть дефицит средств и, если не принимать меры, с каждым годом он будет все ощутимее, — подчеркнул Михаил Орда. — В такой ситуации государство, по сути, стоит перед выбором: или повышать пенсионный возраст, или уменьшать размер пенсий. С последним профсоюзы, безусловно, не могут согласиться. Наоборот мы говорим, что надо индексировать пенсионные выплаты».

Министр труда и социальной защиты Марианна Щеткина также отметила, что снижать уровень пенсионных выплат недопустимо. «Задача сегодня для всех одна: средний размер пенсии должен расти. Кто-то предлагает для этого повысить процент отчислений в фонд социальной защиты: вместо одного процента, который уплачивает работник сейчас, предлагают отчислять два. Наше мнение по этому поводу – пусть лучше этот процент работник направит на добровольное пенсионное страхование», — подчеркнула министр.

По мнению многих участников круглого стола, добровольное пенсионное страхование – тот самый универсальный способ, который позволит, не ломая нынешнюю солидарную систему, дифференцировать пенсионные выплаты и улучшить материальное положение будущих пенсионеров.

Сегодня законодательство предусматривает возможность страхования дополнительной пенсии как со стороны работников, так и со стороны нанимателей. Профсоюзные комитеты ряда промышленных предприятий добились включения в коллективные договоры нормы о дополнительном пенсионном страховании. Участники круглого стола сошлись на мнении, что такая практика должна получить более широкое распространение.

Насколько приблизительно увеличится размер пенсий при задействовании механизма страховых взносов, рассказал представитель государственной страховой компании. Если наниматель или работник ежемесячно в течении 30 лет будет отчислять на страхование сумму в эквиваленте равной 30 долларам, то по достижении пенсионного возраста получит разовую выплату в размере 6 тыс. долларов в эквиваленте, а сумма дополнительной ежемесячной пожизненной пенсии составит порядка 130 долларов. Важно отметить, что пенсионные накопления, которые в данном случае составят около 20 тыс. долларов, могут переходить наследникам. Причем государство гарантирует страховые выплаты при страховании дополнительной пенсии (если соответствующие договоры заключены с государственными страховыми организациями).

По словам представителя страховой компании, сегодня в Беларуси созданы все условия для успешного функционирования системы накопительного страхования дополнительной пенсии. В последние годы сформирован целый ряд налоговых льгот и преференций, как для предприятий, так и для самих работников. Например, страховые взносы в размере 18 млн 130 тыс. рублей в год не облагаются подоходным налогом, если соответствующие договоры заключены на срок не менее 3 лет, а страховые выплаты в полном объеме освобождены от налогообложения. Также предусмотрены и стимулы для предприятий. Страховые взносы в размере одной минимальной заработной платы на одного работника включаются в себестоимость, а также относятся на затраты, учитываемые при налогообложении, то есть источником уплаты является не прибыль. Также на сумму взносов не начисляются платежи в Фонд социальной защиты населения, «Белгосстрах», кроме того эти выплаты не отражаются в составе фонда заработной платы.

Еще одна тема, которая вызвала резонанс при обсуждении – возрастание нагрузки на рынок труда в случае увеличения пенсионного возраста. Как подчеркнул руководитель национального профцентра, вопросы занятости – ключевые для профсоюзов. В ближайшие годы на рынок труда выходит малочисленное поколение 1990-х и одновременно к пенсионному возрасту приближается поколение всплеска рождаемости 1950-х годов. Таким образом, плавное увеличение пенсионного возраста просто компенсирует уменьшение трудовых ресурсов.

«Указ главы государства №78 обязывает ежегодно создавать 50 тыс. рабочих мест. В этой связи надо более широко развивать сферу услуг, создавать высокотехнологичные, конкурентоспособные предприятия, где нашла бы свое применение молодежь, — сказал председатель ФПБ. — В ситуации повышения пенсионного возраста именно она может пострадать больше всех. Поскольку наниматель всегда отдаст предпочтение опытному работнику. В результате получим старение трудовых коллективов, трудности с внедрением новых технологий».

В этой связи Михаил Орда подчеркнул, что в вопросе повышения пенсионного возраста важен комплексный подход. Увеличение возрастного порога для выхода на заслуженный отдых должно проходить поэтапно и компенсироваться реальными механизмами защиты на рынке труда самых уязвимых категорий – молодежи и людей предпенсионного возраста.

В действующем законодательстве уже имеется ряд гарантий для зарегистрированных безработными лиц предпенсионного возраста при невозможности их трудоустройства. В частности, возможность досрочного выхода на пенсию по возрасту за 2 года до достижения установленного пенсионного возраста (для граждан, уволенных в связи с ликвидацией организации) либо за 1 год при наличии у женщины стажа работы 33 года, а у мужчины – 38 лет.

Кроме того, указом президента от 12 апреля 2000 года №180 «О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 года № 29» предписывается при заключении контрактов с добросовестными работниками, которым до пенсии осталось 2 года и менее, а также при продлении контрактов с такими лицам срок действия контракта определять не менее чем до достижения общеустановленного пенсионного возраста и получения работником права на пенсию по возрасту.

Генеральным соглашением между правительством, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2016–2018 годы предусматривается еще более льготная норма: включать в коллективные договоры положение о распространении данной гарантии при контрактной форме найма на лиц, которым до пенсии осталось 3 года и менее. Кроме того, Генеральное соглашение предписывает закреплять в колдоговорах для таких лиц преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников.

Во время круглого стола представители ФПБ обратили внимание министерства на еще одну волнующую трудовые коллективы тему: выход на пенсию для работающих во вредных и опасных условиях труда. Сегодня они имеют право уйти на заслуженный отдых досрочно. Позиция Федерации профсоюзов и Министерства труда и социальной защиты в этом вопросе солидарна: такая возможность у работников должна сохранится.

«Мы сохранили институт льготных пенсий. И сегодня у человека есть выбор: получать дополнительные выплаты за вредность труда или уйти на досрочную пенсию, — пояснила Марианна Щеткина. — На наш взгляд, такие подходы надо оставить».

В завершение участники круглого стола отметили, что необходимо активизировать совместную работу по улучшению условий труда, медицинского обслуживания, оздоровления трудящихся.

Пресс-служба ФПБ

поделиться в соцсетях