Реставратор: «Может, построить заново было бы и проще… Но это уже не история»

Реставратор: «Может, построить заново было бы и проще… Но это уже не история»

Представителей этой редкой профессии можно назвать художниками, скульпторами и даже историками – не ошибешься. Их главная отличительная черта в том, что творить они должны так, будто это делают вовсе не они и не в нынешний век

Предприятие «Белреставрация» – организация уникальная, подобных ей в Беларуси нет. Тут работают специалисты, мастерство которых может потребоваться при реставрации: живописцы, скульпторы, лепщики, жестянщики, позолотчики и даже химики. Свой профессионализм белорусские реставраторы доказали уже давно – в портфолио «Белреставрации» памятники из списка всемирного наследия ЮНЕСКО и объекты национального значения: Мирский замок, дворцово-парковый комплекс Радзивиллов в Несвиже, гомельский дворец Румянцевых и Паскевичей, полоцкая Свято-Преображенская церковь и многие другие.

Создание и пересоздание

В одной из мастерских «Белреставрации» кипит работа: скульпторы трудятся над фигурой механизатора с крыши павильона БССР московской ВДНХ. Белорусские реставраторы восстанавливают все пять скульптур Андрея Бембеля – героические образы передовых профессий коммунизма: доярку, агронома, колхозницу, охотника и механизатора.

PRAS.by""
В таком состоянии скульптуры были еще зимой.

«Мы проводим реставрацию с элементами реконструкции. Некоторые части были полностью утрачены – не осталось никаких свидетельств. Их мы реконструируем, учитывая особенности стиля, пластический язык художника», – рассказывает скульптор-реставратор Иван Артемович, не отрываясь от работы.

PRAS.by""

Наверное, не будет преувеличением сказать, что предварительный этап занимает большую часть времени реставрации. Изначально мастер должен досконально изучить тот материал, который сохранился: измерить пропорции, размеры, основные углы, длину от плеча до локтя и ладони, длину предплечья, бедра, объемы первоначальной скульптуры. С сохранившихся оригиналов реставратор делает формы. Одна скульптура может состоять из 50-60 таких частей.

PRAS.by""
Этот кусок бетона когда-то был рукой механизатора.

«Оригинал диктует очень многое. В этом проекте есть возможность использовать оригинальные головы, которые сохранились довольно неплохо. Когда мы уже сделали каркас, нанесли на него глину по форме туловища и первый раз попытались посадить на плечи голову, она сразу задала определенные объемы, размеры», – рассказывает скульптор.

ReeadMoreBlock

Реставрация – очень кропотливый труд: на протяжении работы скульптор должен все время сверяться с оригиналом, перепроверять размеры, углы. Оригинальный механизатор Бембеля был отлит из бетона. Осторожно, с низа до верха по формам будут отливать фигуру и реставраторы. И не дай бог ошибиться на градус на этом этапе!

– Кажется, сделать новую было бы проще, – говорю я, наблюдая, как постепенно, мазок за мазком в бесформенном големе начинает угадываться механизатор. 

– Может, построить заново было бы и проще… Но это уже не история, – отвечают мне.

Задача реставратора – максимально приблизить произведение к оригиналу. Но это не отменяет того факта, что новации иногда все-таки нужны. Если механизатор Бембеля был бетонным, то отреставрированный будет из более современного металла – фибробетона, что позволит почти исключить каркас. «Разрушается ведь не бетон, а металл – ржавеет, начинает увеличиваться в объеме, распирать и изнутри выдавливать бетон. Тот трескается и рассыпается. Технология, которую мы используем, позволит использовать минимум металлических элементов. Потому  «наш» механизатор простоит дольше», – объясняет Иван Артемович.

Если реставраторы и допускают какие-то вольности, то только на благо искусства.

Творить – не строить

«Без творчества реставрации не бывает, – убежден начальник Минского реставрационно-художественного участка №1 Александр Михалевич. – Можно отшлифовать доску, покрыть ее лаком и назвать это реставрацией. Но вселить в скульптуру, фреску или замок душу может только творчество».

PRAS.by""

Наблюдая за работой профессионала, убеждаюсь, что реставратора от творца отличает особо внимательное и даже трепетное отношение к оригиналу – как к наследию. «Реставраторам тяжелее, – соглашается со мной Александр Иванович. – Художник создает свое произведение от начала до конца, знает, чего он хочет. А реставратор, при том, что у него те же задатки, должен творить так, будто это делает не он и не в нынешний век».

Реставратора легко можно назвать художником или историком и это не будет ошибкой. В последнее время, как признается начальник участка, реставраторов все чаще пытаются отнести к строителям. С этим профессионал может согласиться только отчасти: «Реставрация не должна сводиться к нормативам строительства, как того часто требуют. Это в корне неверно. Сколько метров стены работник может оштукатурить за день – это все о стройке, а не об искусстве».

***

Буквально на днях отреставрированные скульптуры в мягком глиняном варианте приезжала смотреть комиссия, в составе которой были представители ВДНХ и Департамента культурного наследия города Москвы. Специалисты были поражены высоким качеством и тем, что все это белорусские реставраторы успели сделать буквально за 2 месяца. Российские скульпторы, по словам участников комиссии, потратили бы на такую монументальную работу не меньше полугода.

PRAS.by""
Уменьшенная модель скульптуры
Фото:
поделиться в соцсетях