Резчик по дереву Семен Шавров: автор 1000 работ не пользовался ни ручкой, ни мелом

Резчик по дереву Семен Шавров: автор 1000 работ не пользовался ни ручкой, ни мелом

Народному мастеру было достаточно взглянуть на корневище или дерево – и он уже знал, что и как будет делать

В следующем году со дня рождения Семена Шаврова исполнится 100 лет. Уже сегодня сотрудники Оршанского музейного комплекса думают о том, как отметить памятную дату.

В Музей деревянной скульптуры добраться непросто – находится он далеко от центра города, и, к сожалению, даже не все оршанцы знают о его существовании. Как рассказала заведующая музеем Вера Миронович, сюда приезжают гости из России, Латвии, Франции, Англии, а вот местные жители, похоже, посещение оставляют «на потом». Музей, где когда-то жил и творил мастер, расположен на улице Красина, 26.

Сразу понятно, что это – Музей деревянной скульптуры, ведь во дворе дома «живет» Баба Яга, на дереве прячется Кощей Бессмертный, нашла себе укромное местечко и курочка Ряба.

Сказочные персонажи вырезаны из дерева детьми – также когда-то, еще школьником, увлекся резьбой и Семен Шавров. По семейному преданию, талант резчика по дереву передался ему от деда Ильи. В свое время тот служил в имении помещика Хаментовского, которое находилось в поселке Смольяны, что на Оршанщине. Помещичью усадьбу украшало множество деревянных скульптур, и хозяин ценил своего талантливого батрака – даже возил в Италию учиться у иностранных мастеров.

В период коллективизации семья Шавровых переехала из деревни в Оршу. Отец устроился на железнодорожную станцию «Западная», куда взяли и сына. Но Семен проработал недолго: один необдуманный шаг – и парня осудили на 10 лет, отправив в Сибирь на лесоповал. В 1943 году он бежал на фронт. Вернули и добавили еще 8 лет. Позже мастер рассказывал, что выжил в ГУЛАГе только благодаря творчеству. Именно в лагере он вырезал самую главную и самую большую свою скульптуру –  «Богатыря» высотой 8 метров. Пока работал, многие смеялись – мол, нашел, чем заниматься, тут бы выжить… Но когда законченный «Богатырь» встал в свой полный рост, заключенные поняли весь смысл усилий Шаврова. И даже целовали мастеру руки – за то, что в нечеловеческих условиях он создал символ силы человеческого духа.

Через 17 лет сталинского ГУЛАГа Семен Шавров вернулся домой со справкой врага народа. Спасибо, что взяли на прежнее место работы. Реабилитировали мастера только  в 60-х годах, после чего он смог выставлять свои скульптуры на выставках, в том числе и на ВДНХ, где получал медали.

По решению местных властей дом Семена Степановича, в котором он жил многие годы, в 1992 году стал музеем. «Первую экскурсию в день его открытия Шавров проводил сам, — вспоминает Вера Федоровна. — Тогда у нас было только 19 его работ. В соседнем здании для него построили мастерскую, где он продолжал вырезать. Бывало, так заработается, что заснет здесь же, на диване возле печки. А утром спешит домой к супруге Надежде». Это была вторая жена Семена. Первая – Лидия Шабеко – умерла рано, память о ней мастер увековечил в резном бюсте.

За свою жизнь Семен Шавров вырезал более 1000 работ. В музее сегодня представлены 70, а на учете в Оршанском музейном комплексе – 266. Остальные можно увидеть в Национальном музее истории и культуры Беларуси, в Витебском областном краеведческом музее, немало работ подарены друзьям и знакомым, гостям из стран зарубежья.

Вырезал мастер из любой древесины и всегда говорил: неважно, мягкая она или твердая, главное – в каждую работу надо вложить душу и сердце. «Он шел в лес и присматривал дерево, – рассказывает Вера Миронович, – а я договаривалась с лесниками, чтобы ему привезли материал». Он никогда не пользовался ни ручкой, ни карандашом, ни мелом, ни уголком. Глянет на корневище или дерево – и уже знает, что и как будет делать.

Каждая работа – это целая история. К примеру, «Гимнастка» родилась из корня. «Ее на одном из первых «Славянских базаров» хотела купить Алла Пугачева, мол, на Кристину похожа, – вспоминает Вера Федоровна. – Примадонна предлагала кругленькую сумму в валюте. Но продать не могли – скульптура уже была музейным экспонатом».

Тематика работ Шаврова самая разнообразная. «Вот «Разведчик», — показывает Вера Миронович. — Этого парня резчик знал лично, в годы Великой Отечественной войны он собирал сведения о немецких войсках, танках и оружии».

Часто мастер воплощал в дереве образы своих родственников и земляков. Когда они приехали на открытие музея, то узнавали себя: тут и дядька резчика, и племянник с девушкой, и звонарь, и деревенский конокрад, и бабуля, которая в годы войны отобрала у немецкого солдата своих курочек… Сюжеты для композиций мастер находил и в сказках: так, например, появилась цапля, которая дирижирует хором лягушек.

А после поездки Семена Степановича в Беловежскую пущу коллекция пополнилась скульптурами зубров, лосей и фигурой барса, готовящегося к прыжку.

Любовь к резьбе по дереву, творчеству мастер старался передать и ребятишкам, которые с удовольствием занимались в его кружке. Ушел он из жизни в 2000 году.

Но остались его ученики, его удивительные резные скульптуры и поклонники его таланта.

Фото:
поделиться в соцсетях