Руководитель Могилевской городской капеллы: «Может, чиновники и в оркестре сыграют?»

Руководитель Могилевской городской капеллы: «Может, чиновники и в оркестре сыграют?»

Для пятерых артистов музыкального коллектива весна начнется с поиска нового места работы. Наступивший Год культуры для могилевских музыкантов не задался сразу: уже 31 декабря 2015-го они знали, что грядет очередное сокращение

По словам руководителя коллектива Сергея Лищенко, документ, на который сослались при принятии решения члены горисполкома (постановление Совета Министров №1504 от 18.10.2010 года «О мерах реализации Указа Президента Республики Беларусь от 3.09.2010 года «О поддержке отдельных организаций культуры»), касался ситуации шестилетней давности, и речь в нем никоим образом не идет о процессе оптимизации в последующем.

Как отметил Сергей Юрьевич, такая ситуация возникла только в Могилеве. Насколько ему известно, у коллег в Гомеле, Гродно и Минске проблем нет.

Немного истории

Могилевская городская капелла формировалась из музыкантов хора и симфонического оркестра на протяжении 10 лет, начиная с 1989 года. Коллектив, наблюдавший разгул демократии в культуре и искусстве в начале 1990-х, ставил перед собой благую цель – сохранить мировые и национальные культурные традиции. Исполняли вокально-симфонические произведения, организовывали просветительские концертные программы.

– Численность музыкантов в то время была оптимальной: по 40 человек в хоре и оркестре, а также административно-творческий персонал, – поясняет собеседник. – Всего 89 человек, из которых в результате трех последующих сокращений осталось лишь 78.

По мнению Сергея Лищенко, грядущее сокращение музыкантов никак не согласуется с усилением интенсивности деятельности коллектива, запланированным городским отделом культуры.

– То есть работать мы будем вынуждены больше, а размер субсидии, выделяемой из горбюджета на зарплату работникам, станет меньше, – констатирует он. – Сегодня средняя зарплата наших артистов составляет 2,5 млн рублей. Это очень унизительно, поскольку, к примеру, ставка работника музыкальной школы выше, чем оклад профессионального музыканта. Неудивительно, что исполнительская деятельность для выпускников музыкальных учебных заведений становится непривлекательной, и со временем это обернется серьезными кадровым проблемами.

Куда податься музыканту?

И все же, так ли значимо увольнение пяти музыкантов на фоне оптимизации, проходящей во многих организациях города и области? Чем, например, токари и фрезеровщики хуже артистов?

– Несладко, конечно же, всем, но проблема – в возможностях трудоустройства, – рассуждает Сергей Лищенко. – На мой взгляд, профессиональному исполнителю найти работу сложнее. Кроме того, сокращение сильно ударит по перспективам развития всего коллектива, имеющего реальный творческий потенциал стать в будущем полноценной симфонической капеллой. Кстати, количество исполнителей в музыкальных коллективах регламентировано тем же Министерством культуры. К примеру, в состав столичного симфонического оркестра могут входить как минимум 80 музыкантов, в региональных – 60 и более, а у нас сегодня – всего 44, причем часть из них – полставочники, нанятые для того, чтобы обеспечить полноценное (количественное, заметим, а не качественное) звучание произведения. Этот норматив придуман не в Беларуси. На него ориентируются музыкальные коллективы всего мира, поскольку только указанное количество музыкантов обеспечивает необходимый минимум, гарантирующий наличие и звучание каждого инструмента. То есть ту самую гармонию, насладиться которой, собственно, и приходят на концерт слушатели. Еще одна наша проблема – малочисленность хора: всего 30 человек. Из-за этого возникает дисбаланс с оркестром и страдает целостное восприятие программы.

Не секрет и то, что качество работы музыкантов в известной степени зависит и от финансирования.

– За все годы существования нашей организации мы не получили ни рубля из бюджета для развития концертной деятельности, – отмечает Сергей Лищенко. – Гастроли если и были, то только за счет принимающей стороны. Инструменты же, за исключением ученического гобоя, мы покупали за собственные средства.

По главной улице с оркестром

Все это, конечно же, свидетельствует о скудности городского бюджета. Но проблема, по мнению руководителя капеллы, кроется еще и в неправильной организации работы  музыкальных коллективов.

– В Гродно, к примеру, к капелле присоединили духовой оркестр, что позволило значительно расширить репертуар, – рассказывает он. – Это можно было бы сделать и в Могилеве, тем более что в 2014 году при отделе культуры Могилевского горисполкома создали духовой оркестр. Правда, музыканты там работают не на полную ставку и практически не дают концертов. Зато оркестр принимает участие в городских мероприятиях, поэтому считается, что для города он важнее, поскольку, в отличие от симфонического, может выступать при любой погоде.

Действительно, духовые оркестры создавались для уличных мероприятий. Деревянные же и струнно-смычковые инструменты, используемые в симфоническом оркестре, предназначены только для зала: температура воздуха ниже +18 градусов и влажность негативно сказываются на их звучании.

– Одним словом, участие артистов капеллы в уличных культурно-массовых мероприятиях ограничено, что, возможно, и объясняет предвзятое к нам отношение, – считает Сергей Лищенко. – Но кто сказал, что именно эти мероприятия являются мерилом уровня культурной жизни города и страны? А что касается оптимизации, то как соотносится с ней факт появления с 1 января текущего года при отделе идеологии, культуры и по делам молодежи Могилевского горисполкома новой структуры из семи человек, задача которой – обеспечение деятельности учреждений культуры. Они, между прочим, являются самостоятельными юридическими лицами. То есть профессиональных музыкантов сокращают, а число чиновников увеличивают. Может, последние тогда и в оркестре сыграют? Хотя бы на полставки.

Оптимизация должна быть без ущерба для коллектива

Проблему прокомментировал Владислав АФАНАСЕНКО, председатель Могилевского обкома Белорусского профсоюза работников культуры:

– Ситуация неприемлемая, поскольку коллектив капеллы работает на авторитет города и культуры всей области. Нельзя игнорировать разработанные профессионалами нормы, касающиеся деятельности хора или того же симфонического оркестра. А оптимизация, если в ней есть острая необходимость, должна быть проведена без ущерба для творческого коллектива. Чиновники и наняты для того, чтобы приумножать духовное богатство страны, а не уничтожать его. Задача обкома профсоюза в том, чтобы сохранить уникальный коллектив. На мой взгляд, решение Могилевского горисполкома может и должно быть отменено. Надеюсь, нашу позицию поддержит и главное управление идеологии, культуры и по делам молодежи Могилевского облисполкома.

P.S. К сожалению, начальник отдела идеологии, культуры и по делам молодежи Могилевского горисполкома Инна Короткевич прокомментировать ситуацию отказалась.

поделиться в соцсетях