С начала прошлого года БелЖД работает в условиях острого дефицита оборотных средств

С начала прошлого года БелЖД работает в условиях острого дефицита оборотных средств

Такое положение дел сложилось в результате снижения объемов грузовых и пассажирских перевозок

 В 2014 году в организациях отрасли обеспечили темп роста номинальной заработной платы к уровню 2013-го на 110,4%, однако реальна оплата снизилась и составила 93,5%. Этот и другие актуальные вопросы поднимали на конференции Республиканского комитета Белорусского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей, а также подводили итоги работы за пять лет.

Вопрос заработка – один из главных для работников дороги. «Стараниями профсоюза и нанимателя в связи с ростом индекса потребительских цен с прошлого года ежемесячно производится индексация доходов железнодорожников. Кроме того, во всех структурных подразделениях, входящих в структуру БелЖД, разработаны положения о премировании работников по результатам финансово-хозяйственной деятельности, в том числе при получении прибыли и выполнении показателей и заданий социально-экономического развития организации», – рассказывает председатель Белорусского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей Владимир Ринг.

Сроки выплаты зарплаты отраслевые организации соблюдают. Вместе с тем имели место случаи нарушений сроков выплаты, установленных коллективными договорами по обособленным структурным подразделениям организаций дороги.

Обращения в Дорпрофсож по этому вопросу поступали практически с каждого отделения дороги и на протяжении всего 2014 года. 

После каждого обращения отраслевой профсоюз выяснял причины задержки и совместно с руководством дороги принимал меры по устранению таких нарушений.

«Белорусский профсоюз железнодорожников и транспортных строителей объединяет людей, которые своим добросовестным трудом обеспечивают развитие отрасли, сохранение кадрового потенциала. Сегодня в стране есть проблемы со своевременной выплатой зарплаты, фиксируются случаи перевода на неполную рабочую неделю. В вашей отрасли ситуация в этом плане остается относительно спокойной. Это ваш труд и ваша заслуга», – убеждена секретарь Федерации профсоюзов Беларуси Анна Варфоломеева.

Начальник Белорусской железной дороги Владимир Морозов отметил, что сегодня профсоюз – это та сила, с которой считаются. Он подчеркнул, что долгие годы БелЖД работает с профсоюзом единой командой. И, несмотря на существующие трудности в экономике, сегодня задача – максимально отстоять интересы рабочих.

На страже интересов железнодорожников – правовая инспекция Дорпрофсожа, которая ежегодно проводит не менее 50 проверок и мониторингов. Основная цель их  – это предупреждение нарушений трудового законодательства нанимателями. В Дорпрофсоже продолжает работу общественная юридическая консультация, в ней за 5 лет было рассмотрено более 2,5 тыс. обращений членов профсоюза, основная масса которых касается материальной помощи.      

«Особое внимание уделялось приведению рабочих мест в соответствие с гигиеническими нормами, выведению работников из зон с опасными и вредными условиями труда, оснащению современными защитными средствами. Только в 2014 году приведены в соответствие с требованием санитарно-гигиенических нормативов 956 рабочих мест, что позволило улучшить условия труда более тысячи работникам дороги, – подчеркнул Владимир Ринг. ­– Однако, несмотря на принимаемые меры, состояние охраны труда в 2014 году считаю неудовлетворительным.

Произошло 23 несчастных случая на производстве (из них 16 с тяжелым и 4 со смертельным исходом) против 23 случаев в 2013 году (из них 7 с тяжелым и 4 со смертельным исходом). 

Здесь есть большое поле деятельности для профсоюзного актива нашей организации».

В поле зрения профсоюза – условия для питания работников. По инициативе Дорпрофсожа в отраслевое соглашение Белорусской железной дороги на 2010–2012 годы вносилось дополнение о создании условий для обеспечения работников горячим питанием и удешевлении его стоимости. Данная норма нашла свое отражение и в соглашении на 2013–2015 годы.

Еще один важный вопрос – жилищный. Пока организации дороги не строят жилье для нуждающихся в улучшении жилищных условий. Зато этим сотрудникам выдаются займы на строительство или приобретение жилья. В 2012 году профсоюз принял участие в разработке нового положения о займах, предоставляемых работникам дороги для этих целей.

Ежегодно для выдачи займов организациями планируются денежные средства. В период с 2010 по 2014 годы на эти цели было предусмотрено 138,6 млрд рублей. Однако в силу высокой стоимости жилья, даже с учетом займа, построиться непросто. Фактически за это время из фонда израсходовано 52,275 млрд рублей. 213 работников смогли таким образом улучшить свои жилищные условия. В этом году на предоставление займов предусмотрено 25,3 млрд рублей. В январе–феврале заключены и согласованы с Минтрансом 2 договора на сумму немногим более 300 млн. рублей.

Поддержка молодежи – еще одно важное направление работы профсоюза. «Вопросы социальной защиты начинающих железнодорожников были закреплены в разделе «Социальная поддержка молодежи» отраслевого соглашения Белорусской железной дороги на 2010–2012 годы, в котором предусмотрены льготы и гарантии молодым работникам, совмещающим учебу с производственной деятельностью, окончившим высшие и средние специальные заведения, при уходе в армию и возвращении из нее, и другие. Затем в соглашении по социально-трудовым отношениям на 2013–2015 годы данный раздел был упразднен, и только в нескольких пунктах отражены положения о молодежи, – рассказывает Владимир Ринг. – Мы считаем, что данное положение необходимо исправить и внести раздел «Социальная поддержка молодежи» в новое соглашение по социально-трудовым отношениям Белорусской железной дороги на 2016–2018 годы».

Для усиления мотивации профчленства среди учащейся молодежи Республиканским и районными комитетами профсоюза назначены и выплачиваются стипендии студентам Белорусского государственного университета транспорта и учащимся Брестского, Гомельского и Оршанского железнодорожных колледжей, совмещающим успешную учебу с активной работой в первичной профсоюзной организации, оказывается помощь профкомам студентов и учащихся при проведении фестивалей, конкурсов, спартакиад.

Большое внимание профсоюзными комитетами всех уровней уделяется спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работе в трудовых коллективах. Как результат этой работы – на Республиканской спартакиаде профсоюзов Беларуси в 2010 и 2012 годах железнодорожники заняли второе общекомандное место, в 2014 году – третье.

Сегодня профсоюз железнодорожников и транспортных строителей установил дружеские двусторонние связи с коллегами из Латвии и Литвы. Кроме того, председатель профсоюза Владимир Ринг является членом президиума совета Международной конфедерации профсоюзов железнодорожников.

 «Хотелось бы отметить очень конструктивное и значимое участие вашего профсоюза в деятельности нашей конфедерации. Деятельность профсоюзов во многих странах сегодня проходит в очень сложных условиях.

Спад объемов перевозок ставит перед нами множество вопросов: сохранение занятости на железной дороге, сохранение условий для действующих коллективных договоров. 

В этой ситуации возрастает важность конструктивного социального диалога между профсоюзом и нанимателем», – убежден генеральный секретарь Международной конфедерации профсоюзов железнодорожников и транспортных строителей Геннадий Косолапов.

Управление Белорусским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей, который объединяет более 140 тыс. человек, вновь доверили Владимиру Рингу. 

поделиться в соцсетях