Секреты дрибинских шаповалов: что такое «лемезень» и зачем из валенок вынимают «душу»

Секреты дрибинских шаповалов: что такое «лемезень» и зачем из валенок вынимают «душу»

Изделия мастеров из Дрибина известны не только на родине, но и в России, и в Западной Европе. Их творчество еще в 2009 году вошло в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси и претендует на включение в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО

Где шаповал стал, там и его стан

Считается, что шаповальство – искусство изготовления из шерсти головных уборов, валенок, войлока – на Дрибинщине появилось в XIX веке. Войлочные шапки (магерки, или катрушники) высотой 15–20 сантиметров белого, серого, коричневого и черного цветов мужчины носили круглый год.

ReeadMoreBlock

В дальнейшем этот промысел разделился на кустарный и отхожий. Преимущество отдавалось последнему, так как он не требовал средств для закупки материалов и поиска рынков сбыта. После окончания полевых работ мастера, прихватив свой нехитрый инструмент, расходились по городам Беларуси и Литвы. Порой они добирались до Москвы, Киева и даже до Америки.

Отличительной чертой шаповалов всегда считались хитрость и образованность. Секреты своего мастерства они тщательно скрывали от непосвященных с помощью условного языка – «катрушницкого лемезеня», состоящего из 915 слов.

Разговор на своем языке помогал шаповалам иной раз обводить вокруг пальца незадачливых заказчиков. «Лемезенем», к слову, назывались шапки, с изготовления которых начиналось шаповальство на Дрибинщине. А фраза, например, «Вор лыхтеть на шаповальском хворте!» означает: «Мы рады видеть вас на шаповальском дворе!». Сегодня «катрушницкий лемезень» понимают почти все жители района, но говорят на нем немногие.

Как же изготавливают валенки?

Дрибинские шаповалы делают их, что называется, по старинке. Основные орудия труда деревянные: колодки для придания формы ступне и «правило» – для формирования голенища. В качестве сырья мастера используют овечью шерсть и воду.

Что касается секретов мастерства, то сегодня они доступны всем – были бы желание и силы. Валяние – процесс трудоемкий, и по традиции им занимаются только мужчины. Один из приобщившихся – методист Дрибинского историко-этнографического музея Владимир Осиповский. Он-то и ознакомил нас с основными приемами валяния.

PRAS.by""

– От размера валенка и его толщины зависит количество необходимой шерсти: к примеру, для 37-го размера понадобится в среднем один килограмм, – пояснил мастер. – Шерсть раскладывают на покрытом полотном столе и вначале, обрывая лишнее, придают ей форму огромного валенка. Потом сверху укладывают «душу» – прокладку, которая препятствует склеиванию будущего изделия. Далее все заворачивают в полотно и на протяжении 15–20 минут катают по разным направлениям до превращения шерсти в войлок. Затем «душу» вынимают, проверяют форму, делают поправки и укатывают валенки до исчезновения морщинок.

PRAS.by""

Следующий этап – мокрое валяние, когда изделие валяют, предварительно смочив в кипятке. Это самая тяжелая работа. Затем в вывернутый наизнанку и расправленный валенок вставляют нужного размера колодку и с помощью правила формируют голенище. Готовое изделие обжигают, очищают, моют и сушат. Процесс изготовления пары валенок занимает трое суток. Качество изделия зависит от качества шерсти.

– Особенно ценится шерсть овец романовской породы, – рассказал Владимир Осиповский. – Она серо-сизого цвета и очень мягкая, особенно та, что стрижена осенью. Валенки, конечно же, валяются и из черной, и из белой шерсти, но проблема в том, что в области нет чесальной машины, которая могла бы обеспечить качественным сырьем. Вот и получается, что овец много, а шерсть-сырец использовать невозможно – слишком много отходов.

PRAS.by""
Мария Михайловна Осиповская держит в руках валенки, которым более 30 лет

Помимо этого, по словам шаповала, ключевое значение при изготовлении валенок имеет и наличие хорошей колодки, а также переднего и заднего правила – деревяшек, которые знающие мастера вырезают из осиновой древесины и только весной.

Своеобразным духовным центром шаповальства стал Дрибинский районный историко-этнографический музей, где собраны интересные экспонаты, проводятся мастер-классы и обрядовые праздники шаповалов. При музее действует детский кружок «Катрушник».

Фото:
поделиться в соцсетях