Секреты управления временем: почему лягушку лучше есть на завтрак

Секреты управления временем: почему лягушку лучше есть на завтрак

Как научиться управлять своим временем, рассказывает преподаватель тренингового центра «Квадратный апельсин» Наталья Аракелян

– Тайм-менеджмент – это планирование времени?

– Тайм-менеджмент – очень широкое понятие, в котором планирование – популярная тема. Человек не может управлять временем, но он может управлять собой. Чтобы выбрать подходящие инструменты тайм-менеджмента, нужно понять, к какому типу вы относитесь. Есть люди с последовательным и синхронным восприятием времени, то есть рациональные и иррациональные. Для иррационалов планирование – последнее, что они хотели бы сделать. Это импульсивные, непоследовательные, часто творческие люди, которые больше делают по наитию, чем согласно плану. Им сложно дается управление временем. Но при необходимости иррациональные люди могут адаптироваться к нужному им стилю жизни. Сложно выполнить задание вовремя? Установите дедлайн. Невозможно настроиться на работу? Придумайте для себя «якоря», которые переключат на рабочий лад. Определенная мелодия, чашка кофе, зарядка, даже какая-то цитата могут стать тем самым рычажком, который вернет вас к работе.

– Какие приемы тайм-менеджмента вы считаете наиболее эффективными?

Их очень много, и нужно попробовать разные, чтобы понять, какие подходят именно вам. Начать следует с постановки цели – без знания конечной точки, понимания, куда плыть, какая разница, как это делать? Причем ревизию своих целей стоит проводить регулярно – это научит быть гибким. Представьте, что цель – это сердцевина яблока. Если яблоко перележит, то откусив его, вы поймете, что оно сгнило изнутри. Вам и правда нужно добиваться старой, уже даже вам самим ненужной цели?.. Когда вы определились с тем, куда движетесь, стоит расставить приоритеты. В этом поможет матрица Эйзенхауэра. Вы делите лист бумаги на 4 части и распределяете свои цели, дела по группам: важные и срочные; важные, но несрочные; неважные и срочные; неважные и несрочные. Дела из последней группы лучше перепоручить или же вовсе от них отказаться. Мне очень нравится прием, который можно назвать «стратегическая картонка». На ней вы пишете ваши цели – постоянных должно быть пять плюс/минус две. Когда такая напоминалка все время мелькает перед глазами, вы точно не собьетесь с курса.

ReeadMoreBlock

– Допустим, к концу дня мне удается выполнить в среднем 40 % намеченного на день. Из-за этого приходит разочарование, развивается неуверенность в себе. Что делать в таких ситуациях?

– Чувство разочарования – это прежде всего результат неправильного планирования. В классическом тайм-менеджменте планируется только 60% времени. Двадцать процентов оставляется на отвлеченные дела и еще 20 – на творчество или форс-мажоры. Всегда следует выделять одно главное дело дня и делать его в первую очередь. Очень часто проблемы возникают из-за того, что люди недооценивают себя. В таких случаях советуют вести дневник успеха. Если в течение месяца каждый день записывать все, что удалось сделать, то в минуты разочарования можно перелистывать страницы и убеждаться, какой же вы молодец. Ведущий российский специалист в области тайм-менеджмента Глеб Архангельский вообще советует за проделанную работу себя вознаграждать. Но делать себе приятное только в том случае, если выполняется большая часть планов.

– Как эффективно распределить время на интернет и соцсети?

– Серфинг по интернету – неважное дело. Если вы не работаете в Сети, то этому следует уделять не более 30 минут в день. Но слишком часто интернет выступает как еще один вор времени, поэтому не стоит «зависать» в соцсетях еще в начале рабочего дня. На тренингах мы проводим показательный эксперимент. Берем две одинаковые коробки – это 24 часа, которые можно заполнить важными делами – они представлены в виде камней – или мелкими, неважными – это песок. Если сначала насыпать песка – т.е. начать день с мелких дел – а потом положить камни, то в коробку ничего не влезет. Если же начать день с важного – положить камни – а потом засыпать песок, то влезет все.

ReeadMoreBlock

– Можно ли, подобно Цезарю, делать несколько дел одновременно?

Можно, но тут важно научиться переключаться с одного дела на другое. Мне помогает кратковременное отключение, когда я одну минуту ни о чем не думаю. Это похоже на медитацию, в результате чего голова перезагружается и вы готовы к выполнению новой задачи.

– Порой какие-то пункты плана мешает выполнить лень или желание отложить все на завтра. Как с ними справиться?

Если человек ленится, значит у него недостаточно мотивации, чтобы заниматься делом. Помочь могут различные приемы: можно попытаться обмануть себя или простимулировать приятным подарком по системе Глеба Архангельского, о который мы говорили выше. Эффективна система автофокус: вы составляете список необходимых дел и выбираете из них то, которое вам больше всего хочется сделать. Один из популярных приемов – правило лягушки. Лягушка – это одно неприятное дело. Каждый день стоит начинать именно с него: «съесть лягушку» лучше сразу, чтобы она не отравляла настроение. Ведь если долго откладывать что-то неприятное, все равно будешь думать о том, что тебе предстоит.

Еще мне нравится очень простая и одновременно эффективная система календарик-пинарик. Ее десять лет тому назад придумал Дмитрий Литвак. Это обычный календарик, где указаны все дни года, а внизу записаны ваши главные цели. Каждый день вы тратите10 секунд, чтобы зачеркнуть прожитый день и… все. Этот простой с виду прием учит людей ценить время.
Многие, сами того не подозревая, пользуются техникой «сливной бочок». Они рассказывают окружающим про свои планы, тем самым отрезая себе путь назад. Важно посвящать в свои планы только тех, кто вас поддерживает, кто не будет говорить, что у вас ничего не получится.

ReeadMoreBlock

– Один очень занятой человек однажды сказал мне: «У меня все время спрашивают, как я все успеваю. А весь секрет в том, что я не напрягаюсь». Как овладеть такой техникой?

 –Такое спокойствие – результат внутренней гармонии. Человек точно знает свои цели, свои ресурсы и недостатки и умеет грамотно распределять свои силы. Такая личность уверена в себе, умеет доверяться потоку жизни. Если, например, он попадает в пробку, то не ропщет – ему есть чем заняться: сделать телефонные звонки, послушать аудиокнигу. И, конечно же, такой человек испытывает чувство благодарности жизни, ощущение, что все происходит так, как должно. 

поделиться в соцсетях