«Со своим тортиком» и дресс-код: белорусские кафе и рестораны на пороге перемен

«Со своим тортиком» и дресс-код: белорусские кафе и рестораны на пороге перемен

Наиболее дискуссионные вопросы в сфере общественного питания и меры по ее совершенствованию эксперты обсудили во время круглого стола, организованного БЕЛТА

По данным Министерства антимонопольного развития и торговли, на 1 декабря 2016 года  в Беларуси работают 14 234 объекта общественного питания, в которых одновременно могут разместиться 803 тыс. посетителей. То есть на 1 000 белорусов приходится 1,4 объекта общепита. Для сравнения: в Китае — 6, в Италии — 5, в России — менее 1.

Сеть объектов общепита постоянно развивается, в основном за счет привлечения частных инвестиций. В прошлом году открыто более 500 ресторанов, кафе, баров, закусочных и т. д. Причем половина из них составляют объекты быстрого обслуживания. Всего же их, согласно данным торгового реестра, 3 208, в том числе более 40 работают под мировыми брендами на основе франчайзинга. Сами предприниматели отмечают, что приход международных франшиз создал достаточно жесткую конкуренцию для местного рынка.

ReeadMoreBlock

«Из-за этого возникают сложности. Мы хотим использовать новые технологии, в частности вакуумную упаковку, позволяющую продлить сроки хранения продукции, но наше законодательство требует выполнения определенных технических условий, — рассказал соучредитель сети кафе Константин Хрусталев. — Нужно собрать большой пакет документов. То же самое касается правил МЧС. Мы хотим развивать белорусскую кухню и предлагать блюда на углях в печи, но в объекте общепита, расположенном в жилом доме, этого делать нельзя, хотя в других странах такое возможно».

Вместе с тем, еще в 2014 году в Беларуси ввели единые правила безопасности, где разрешили приготовление на открытом огне в объектах торговли. Правда, как отметил во время встречи в пресс-центре БЕЛТА главный специалист управления надзора и профилактики МЧС Беларуси Андрей Колтович, на открытом воздухе и если расстояние до конструкций не менее 4 метров. Можно также использовать печи, но при условии, что все здания, сооружения и помещения эксплуатируются согласно проектной документаций.

С точки зрения санитарно-гигиенических норм и правил наиболее дискуссионный вопрос — размещение объектов в жилых зданиях. Основное требование — чтобы размещение любого объекта на первом этаже не ухудшало условия жизнедеятельности населения. К сожалению, специалисты на местах практически еженедельно сталкиваются с жалобами граждан. Из новшеств планируется разрешить загрузку продовольственного сырья не через отдельный вход, а через зал, но с разбивкой во времени. Также отменены многие требования по подбору помещения.

В целом, по словам заместителя министра антимонопольного развития и торговли Ирины Наркевич, сейчас в сфере общественного питания происходит второй этап либерализации. В частности, предполагается, что посетители смогут приносить с собой в ресторан или кафе блюда и продукты, за исключением запрещенных к использованию и с позволения администрации. «Конечно, вряд ли можно будет принести в ресторан еду собственного приготовления, — уточнила заместитель министра антимонопольного развития и торговли — но, например, испеченный в кондитерской праздничный торт — почему нет?» Сейчас эта норма не урегулирована.

ReeadMoreBlock

«Впервые планируется предоставить право объектам общепита определять дресс-код для посетителей. При этом заведение должно будет заранее проинформировать об этом, — подчеркнула Ирина Наркевич. — Должен ли себе позволять человек в сланцах и шортах зайти в ресторан, где посетители в одежде для вечерних мероприятий? Наверное, это тоже не очень хорошо. Заканчивать работу кассового оборудования разрешат по окончании расчетов с последним покупателем, что, к слову, является мировой практикой. Сейчас же у нас устанавливается конкретное время и за его несоблюдение можно получить штраф».

Постановление МАРТ №35 предоставило субъектам право полностью самостоятельно определять ассортиментную политику объекта, его специализацию. За это бизнесмены уже выступали ранее, но тогда был высок риск всем ресторанам превратиться в заведения фастфуда. Сегодня же рынок сформирован, бизнес анализирует покупательский спрос, мировые тенденции и понимает, какой ассортимент будет востребован.

Но чтобы сфера общественного питания активнее развивалась, недостаточно только нормативно-правовых решений. Нужно прививать поведенческую культуру. Скажем, белорусы не привыкли завтракать и обедать в ресторанах, кафе. И, конечно, особое внимание будет уделено национальной кухне. Сейчас на выпуске таких блюд специализируются 229 ресторанов, кафе, баров. Кроме того проводятся Дни белорусской кухни, выставки-продажи и дегустации, мастер-классы по приготовлению блюд. 

поделиться в соцсетях