Тайны лифта: кабину может удержать один трос, а причину поломки определяет компьютер

Тайны лифта: кабину может удержать один трос, а причину поломки определяет компьютер

Лифт называют самым безопасным транспортом. Однако в последнее время он часто вызывает у жильцов массу нареканий: машины ломаются и долго стоят на ремонте, застревают на ходу с пассажирами. А платить за него тем временем приходится все больше…

Выросшие в этом году тарифы на пользование лифтами у многих вызвали недовольство. Мол, платить стали больше, а на 9-й этаж уже месяц приходится пешком подниматься. Попробуем разобраться, за что мы платим на самом деле.

Застревают, но не падают

Современные технологии позволяют дистанционно определить причину аварийной остановки лифта – по компьютеру: в такой ситуации оператор получает соответствующий сигнал на диспетчерский пульт. Единственное «но» — такими системами оборудованы только новые модели. В старых лифтах дистанционное соединение установить невозможно, и связываться с диспетчером нужно самостоятельно: из кабины лифта либо по телефону.

Первый классический случай — сломался «пустой» лифт. Часто жильцы, которые столкнулись с такой проблемой, начинают жаловаться на работу электромехаников: мол, из-за их нерасторопности которую неделю приходится подниматься 9-й этаж пешком.

«Установленный срок ремонта не должен превышать сутки. Но нюанс заключается в том, что порой поломка требует замены оборудования. У нашего предприятия нет возможности хранить на складе дорогостоящие детали в таком количестве, которое позволяет не обращаться за ними на завод-изготовитель, — поясняет заместитель главного инженера ОАО «Беллифт» Олег Дубовец. — К примеру, по этой причине сейчас стоит лифт в одном из домов по улице Неманской — ждем редуктор. От электромехаников в данном случае мало что зависит».

К слову, плюс лифтов «Могилевлифтмаш», установленных в большинстве наших домов, заключается в наличии завода-изготовителя в шаговой доступности, что позволяет получить запасные части в течение 1-2 недель. А вот детали для лифтов импортных марок, несмотря на наличие сервисных центров в Беларуси и странах-соседках, приходится ждать месяц и более.

PRAS.by""

Второй распространенный экстренный случай — застрявший лифт. Такое происходит из-за неисправности техники или из-за поведения пассажиров: люди перегружают лифт, а некоторые даже подпрыгивают в кабине, чтобы проверить, остановится или нет. Основная жалоба «застрявших»: долго пришлось ждать помощи специалиста.

«Перед нами поставлена задача сократить «время освобождения» до получаса, хотя сейчас в договорах на обслуживание прописан срок 45 минут. Безусловно, есть случаи, когда этот норматив превышается, что связано со многими факторами. Иногда оператор поздно передает заявку электромеханику. Не стоит забывать и о пробках на дорогах, — отметил Олег Дубовец. — Бывает, район остается без электричества и тогда застревает до 50-60 лифтов почти одновременно – понятно, что трем бригадам аварийной службы, работающим в этом районе, сложно вложиться даже в 45 минут».

«Беллифт» обслуживает 8 500 лифтов в Минске и районе. Причем за каждым мастером закреплен один конкретный лифт. На бригаду получается 250-300 машин. Олег Дубовец уверен: несмотря на разный уровень профессиональной подготовки, все мастера ответственно относятся к своей работе. Ведь от их внимательности зависит не просто комфорт жильцов – порой речь идет о человеческой жизни. В январе 2016 года в московском элитном жилом комплексе «Алые паруса» рухнул лифт – погибла женщина.  Обвинения предъявлены механику, который занимался техобслуживанием лифта и выполнял свои обязанности незадолго до трагедии.

Хотя специалисты считают: при условии, что все остальные системы исправны, сорваться и упасть лифт не может. Кабину фиксируют от 3 до 6 тросов, но она сможет удержаться даже на одном. В подобных ситуациях срабатывают ловители, которые тормозят лифт и останавливают на направляющих. И – да, они не дадут кабине рухнуть вниз, если все тросы оборвутся. Остальное — трагическое стечение обстоятельств. За последнее время, к счастью, в Беларуси не было подобных случаев.

Сколько «живут» лифты?

Техническое состояние лифтов проверяется постоянно. Самые частые проверки — ежесменный осмотр и осмотр раз в 5 или 10 дней. В этом случае состояние техники оценивается больше визуально: горит ли в кабине свет, есть ли связь с диспетчером. Более углубленная проверка проводится ежемесячно. А раз в год лифты проходят техническое освидетельствование, по результатам которого выдается разрешение на эксплуатацию в течение последующих 12 месяцев.

ReeadMoreBlock

«Диагностика технического состояния лифтов включает в себя большой перечень мероприятий: от проверки внешнего вида, состояния крепления проводов до специальных  процедур для оценки срабатывания механизмов, отвечающих за безопасность, — разъясняет заместитель главного инженера ОАО «Беллифт». — Например, ограничитель скорости позволяет остановить лифт, если тот начал двигаться более чем на 15% быстрее положенного. При диагностике специалист намеренно увеличивает скорость лифта и смотрит, как сработала система безопасности. Также проверяется реверс — система, которая отменяет закрытие дверей в случае помехи. Еще электромеханик проезжает по шахте на крыше кабины и оценивает состояние направляющих, крепежей, ширину различных зазоров».

Понятно, что лифты ломаются – впрочем, как и любая техника. Причины могут быть разными — износ материалов, внезапный выход механизма из строя. Но нередко к этому прикладывают руки сами жильцы, игнорируя правила пользования лифтом. Например, вместо положенных четырех человек в кабину заходит шесть и даже больше. Жильцы новостроек зачастую не соблюдают требования перевозки грузов. С одной стороны их можно понять — хочется быстрее сделать ремонт в квартире и заселиться. Но с другой, пыль от строительных материалов забивает тонко настроенные микропереключатели, которыми оборудованы современные лифты. В результате во многих новых домах замена дорогостоящих механизмов нужна уже после года эксплуатации.

«Распространенная проблема — вандализм и хищение. В лифтах есть запасные части, содержащие определенное количество цветных металлов. Находятся «умельцы», которые крадут детали и сдают их на металлолом, — отметил Олег Сергеевич. — За прошедший март, по нашим данным, в городе похищено около 100 катушек тормоза. А еще поджигают кнопки, расписывают стены. Часто пытаются задержать двери ногами или руками, хотя во многих моделях сегодня есть кнопка «Отмена».

PRAS.by""

По словам Олега Дубовца, в домах, где за пользованием лифтами следит собственник (ЖЭУ или ТСЖ), подобные проблемы возникают крайне редко. Даже старые машины выглядят как новые и по окончании своего срока службы смогут проработать еще не один год. В то же время как в некоторых недавно построенных домах состояние лифтов оставляет желать лучшего. И та сумма, которую сегодня граждане платят за техобслуживание лифтов, — 6 911 рублей с человека (согласно указу Президента от 23.03.2016 № 107) покрывает лишь небольшую часть реальных расходов.

Срок службы лифта, предусмотренный техническим регламентом таможенного союза и заводскими документами, обычно составляет 25 лет. Но если соблюдать правила пользования, он будет выполнять свои функции и сверх этого времени. Правда, если до 25 лет необходимо ежегодное освидетельствование, то после этого срока нужно уже диагностирование – более углубленная процедура, включающая проверку состояния целостности металла, его износа. В Минске сейчас так работают около 35% лифтов. Если лифт не пригоден для эксплуатации, его заменяют. Процесс установки новой техники не только длительный, но и дорогостоящий. Тем не менее, замена постепенно проводится. Даже релейные лифты, которых еще лет 15 назад было большинство, уже отживают свое. А ретроэкземпляры, в которых двери нужно было открывать самостоятельно, уже и не встретишь в наших домах.

поделиться в соцсетях