Таможня Беларуси в 2015 году не пустила в Россию более 9 000 тонн санкционных товаров

Таможня Беларуси в 2015 году не пустила в Россию более 9 000 тонн санкционных товаров

Партии запрещенных к ввозу продуктов следовали в основном из Польши, Литвы и Украины

За последние дни на белорусской границе задержал двух контрабандистов. В первом случае житель Бреста, подозреваемый в незаконном ввозе товаров, отказался от более тщательного досмотра, заблокировал двери авто и угрожал наездом сотрудникам пропускного пункта «Варшавский мост». После чего мужчина на машине выбил дверь бокса, снес часть забора и попытался скрыться. Но далеко уйти ему не удалось. Сейчас автомобиль и другие вещи задержанного досматривают.

Гражданин Украины, которого остановили в пункте пропуска «Новая Рудня» не пытался так рьяно скрыть факт контрабанды. В салоне его машины в двух картонных коробках таможенники обнаружили 12 живых почтовых голубей. Но, мужчина забыл, что для ввоза животных в Беларусь требуется письменная декларация и справка о прохождении ветеринарного контроля.

Таможня не дает добро

Всего в 2015 году сотрудники таможни пресекли более 35 тысяч нарушений. Сумма изъятых в результате товаров составила 936 млрд рублей. Председатель Государственного таможенного комитета Юрий Сенько отметил, что объем изъятых из незаконного оборота наркотических и психотропных веществ вырос почти вдвое и достиг 870 кг. Также при досмотрах граждан специалисты нашли 19 единиц огнестрельного и 35 единиц холодного оружия, более 300 патронов.

Помимо контрабанды через белорусскую границу неоднократно пытаются провезти товары из санкционной группы. Напомним, в 2014 году Россия в качестве ответной меры на санкции запретила ввозить на свою территорию сельхозпродукцию и продовольствие из стран Запада. В большинстве случаев основным маршрутом для ввоза запрещенных продуктов становится именно наша республика. В 2015 году таможенники зафиксировали 958 таких нарушений. В результате более 9 000 тонн запрещенных товаров не пересекли белорусско-российскую границу. Причем следовали они из разных направлений — Польши, Литвы, Украины.

ReeadMoreBlock

«Кроме транзита, продукты из санкционной группы в Россию пытаются ввезти и непосредственно из Беларуси. Мы выявили свыше 200 таких случаев (на 49 млрд рублей) в 2015 году, — сообщил Юрий Сенько. — В свою очередь оттуда к нам тоже следуют запрещенные товары. За прошлый год — 225 попыток. В основном товары везут без сопроводительных документов, фитосанитарных сертификатов или с истекшим сроком годности. Это мясо, рыба, молочная продукция, овощи, фрукты».

Для борьбы с подобными нарушениями в ноябре 2015 года в Беларуси появилась оперативная таможня. За время ее работы изъято товаров и транспортных средств общей стоимостью более 20 млрд рублей. Ранее заниматься оперативно-розыскной деятельностью имели право только органы МВД, Следственного комитета и Комитета госбезопасности. Кроме того, таможенные органы теперь могут вести административный процесс по делам, связанным с нарушением режима в пунктах пропуска через госграницу республики. В частности привлекать к ответственности прямо на месте будут граждан, оставивших деньги в документах, предъявляемых для проверки. С июля 2015 года за такую «забывчивость» поплатились 272 человека.

Досмотр на автомате

Сегодня пропускная способность пунктов пропуска на белорусской границе составляет 30 210 автомобилей в сутки. Это на 6 460 больше, чем в пять лет назад. А еще через пять лет, к 2020 году, в ГТК поставили задачу увеличить показатель до 35 425 автомобилей в сутки.

А вот время, затрачиваемое на проверки и оформления, будут постепенно сокращать. Сейчас продолжительность работы всех служб «от шлагбаума до шлагбаума» составляет 4 часа. К 2017 году этот временной отрезок должен будет равняться трем часам, а к 2020-му — двум. Во многом ускорить процессы поможет автоматизация с помощью стационарных инспекционно-досмотровых комплексов. По данным ГТК, благодаря их использованию в 2015 году выявлено 412 правонарушений, что в 2,5 раза больше, чем годом ранее. Такие комплексы уже введены в эксплуатацию в пунктах пропуска «Привалка», «Григоровщина» и «Брузги». До 2020 года ими планируется оснастить пункты пропуска «Урбаны», «Каменный Лог», «Берестовица», «Песчатка», «Новая Гута».

Информационные технологии, которые применяет белорусская таможенная служба, скорость принятия решений, затрачиваемое время и технические средства для улучшения труда оценили во Всемирном банке. Во многом благодаря данным показателям наша республика заняла 25место в разделе «Международная торговля» рейтинга «Ведение бизнеса – 2015», значительно опередив другие страны – члены ЕАЭС.

ReeadMoreBlock

Белорусский транзит

По словам Юрия Сенько, транспортные потоки через белорусские границы сократились. В 2015 году через республики проследовало около 7 млн автомобилей (на 12% меньше, чем годом ранее), около 3 млн железнодорожных транспортных средств (сокращение на 7%) и 26 тысяч самолетов (минус 2%). Наиболее вероятной причиной снижения называют ухудшение отношений между Россией и Западом.

Вместе с тем добавился еще один транспортный поток — из Украины в Казахстан. Согласно указу Владимира Путина, подписанному 1 января 2016 года, украинские товары должны следовать не напрямую через Россию, а транзитом через территорию Беларуси. С начала года таким маршрутом проследовали уже 200 транспортных средств из Украины. Изначально российская сторона предлагала, чтобы по пути грузы сопровождали сотрудники «Белтаможконвоя» или Департамента охраны МВД. Однако руководство ГТК убедило своих коллег, что такой необходимости нет, а обеспечивать безопасность транзита можно исключительно с помощью информационных технологий.

поделиться в соцсетях