Торговая кочка: социальные партнеры обсудили проблемы малого бизнеса в Беларуси

Торговая кочка: социальные партнеры обсудили проблемы малого бизнеса в Беларуси

В начале 2016 года тема индивидуального предпринимательства гремела вовсю: малый бизнес массово приостанавливал работу из-за недовольства новыми правилами торговли. Развитие событий показало, насколько важно и эффективно умение договариваться в противовес конфронтации

Усугубление ситуации в сфере малого бизнеса невыгодно ни индивидуальным предпринимателям, ни государству, ни покупателям. Признание этого очевидного факта стало отправной точкой для начала диалога. Представители органов власти, бизнес-сообщества при активном участии профсоюзов договорились вместе обсудить злободневные темы и найти способы их решения с учетом взаимных интересов. Одновременно удалось снизить градус напряженности в обществе. Промежуточные итоги переговорного процесса подводились на заседании Национального совета по трудовым и социальным вопросам.

Предпосылки ситуации, которую обсуждали социальные партнеры, были созданы в мае 2014 года с принятием указа №222 «О регулировании предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами». Он обязал представителей малого бизнеса с 1 июля 2014 года осуществлять ввоз и реализацию товаров только при наличии документов, подтверждающих приобретение товаров. Товары, ввезенные ранее без сопроводительных документов, можно было продавать по принципу остатков.

«Срок их реализации был установлен сначала до 1 марта 2015 года, а впоследствии еще раз продлен до 1 января 2016 года, — напомнила заместитель министра экономики Ирина Костевич на заседании Национального совета. — Но хочу отметить, что наблюдалась негативная ситуация со стороны недобросовестных индивидуальных предпринимателей, которые на протяжении этого переходного периода завозили товары под видом остатков».

В итоге, несмотря на предоставленную полуторагодовую отсрочку, наниматели отказались принимать новые правила ведения бизнеса, введенные указами №222 и № 48 (которым определялись штрафы за нарушение установленных условий правил торговли). Недовольство выразилось во временном закрытии торговых точек и нагнетании эмоций в СМИ.

ReeadMoreBlock

Для снижения напряженности при Министерстве экономики в феврале 2016 года создали специальную рабочую группу, которая занялась вопросами деятельности индивидуальных предпринимателей. К началу июля прошло 8 заседаний, и, по словам участников группы, многие проблемные нюансы удалось решить.

Правда, начиналось всё с категоричного требования отменить указ №222. Но в итоге заинтересованные стороны занялись адаптацией работы индивидуальных предпринимателей к новым условиям работы. В частности – были подготовлены поправки в Кодекс об административных правонарушениях, оговорены условия установки и использования платежных терминалов, нюансы проверки сопроводительных документов, обсуждены вопросы создания и ведения электронного счета-фактуры и другие темы.

Самой злободневной темой для ИП стала мера ответственности за несоблюдение новых правил торговли. «Был проведен анализ законодательства России и Казахстана и установлено, что штраф за нарушение обязательных требований технического регламента в Беларуси в несколько раз выше, — признала Ирина Костевич. — С учетом обсуждений в рамках рабочей группы был подготовлен проект закона о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, согласно которому снижен размер штрафных санкций за нарушение требований технических регламентов».

Вместе с тем индивидуальные предприниматели по-прежнему опасаются возобновления проверок органами госконтроля, что может привести к существенным штрафам и даже к конфискации товаров.

Заместитель министра по налогам и сборам Элла Селицкая на заседании Национального совета заверила, что налоговая инспекция старается избежать излишнего контроля: «Основополагающим для нас является такой подход: налоговые органы выходят на проверку в отношении только лишь тех субъектов хозяйствования, у которых очевидны факты нарушения законодательства».

Для подтверждения своих слов она привела данные статистики: на учете в налоговых органах состоит больше 238 тыс. индивидуальных предпринимателей, за первые 5 месяцев 2016 года проверили 2 тыс. ИП, а это чуть меньше 1% общего числа.

Надзорную функцию выполняет и Государственный комитет по стандартизации. Его инспекция проверяла продукцию, предназначенную для детей и подростков, бытовую мебель, электробытовые товары и приборы, товары легкой промышленности, пищевую продукцию, парфюмерно-косметические изделия. Нарушения были установлены по 7 тыс. наименований, это больше половины всех проверенных товаров. Но при этом к индивидуальным предпринимателям штрафные санкции не применялись – взамен были выданы рекомендации устранить нарушения. Договоренность об этом была достигнута на заседаниях рабочей группы, подчеркнул заместитель председателя Госстандарта Валентин Татарицкий. По его словам, «Госстандарт не отмечает существенных проблемных вопросов со стороны индивидуальных предпринимателей, связанных с применением указа №48. Часть проблем уже снята, в частности, в ближайшие месяцы будет решен вопрос снижения штрафных санкций за несоблюдение техрегламентов».

Позиция профсоюзов выходила за рамки технических моментов деятельности малого бизнеса. «Нас больше волнуют вопросы социальной защищенности индивидуальных предпринимателей и наемных работников, а также членов их семей, — отметил председатель Белорусского профсоюза работников различных форм предпринимательства «Садружнасць» Александр Горунович. — Прежде всего это касается тех людей, которые работают в малых городах и районных центрах. По оценкам областных организаций профсоюза социально-экономическая ситуация в регионах характеризуется значительным падением потребительского спроса, достаточным ростом цен, снижением покупательной способности населения. В данных обстоятельствах доходность от деятельности индивидуальных предпринимателей значительно снизилась, не оставляя многим из них средств на развитие. Многие ИП (оценочно 30–40%) сократили количество торговых точек, что также привело к сокращению рабочих мест. Кроме того, надо учесть, что торговлей на рынках в основном занимаются женщины, а доходы, получаемые от их деятельности, зачастую являются единственными в семье».

ReeadMoreBlock

«В этой связи профсоюз «Садружнасць» полагает возможным вынести на обсуждение меры по защите прав и интересов индивидуальных предпринимателей, которые могут осуществить органы государственной власти и управления, не доводя ситуацию до конфликтной или протестной», — заключил Александр Горунович.

На продолжении диалога настаивает и председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин. По его словам, рабочая группа стала хорошей диалоговой площадкой и часть спорных моментов снята с повестки дня. Однако еще остаются «болевые точки». В частности, до сих пор не решена проблема оформления мелких партий товаров. При подтверждении экспорта у партнеров в России возникают серьезные издержки – существует порог стоимости, ниже которого невыгодно осуществлять сделку из-за высокой цены оформления. «Мы сталкиваемся с тем, что не можем закупить мелкие партии сырья или материалов – при нынешних требованиях проще производить отгрузку вагонами, пароходами или как минимум грузовиками. В результате мы не можем развивать экспортный потенциал нашего малого производственного бизнеса, — заявил Александр Калинин и одновременно обратился к правительству: — Разрешите проблему движения микропартий товаров, сырья и комплектующих в рамках единого экономического пространства».

Актуальность темы индивидуальных предпринимателей подчеркнула заместитель министра экономики на примере статистики: по данным на 1 апреля 2016 года число ИП в Беларуси уменьшилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 9 тыс. человек. «Но Министерство экономики активно работает, чтобы переломить тенденцию по снижению числа ИП. Перед нами сейчас стоит приоритетная задача – нарастить малое и среднее предпринимательство, — отметила Ирина Костевич. — Все нацелено на то, чтобы создать благоприятные условия для бизнеса, и в программе социально-экономического развития до 2020 года прописаны серьезные мероприятия для создания благоприятного делового климата».

поделиться в соцсетях