Ура, каникулы!!!

Ура, каникулы!!!

Пост радости мамы, пусть ненадолго, но избавившейся от школы

Честно, я не знаю, кто больше ждал каникул – я или мой 12-летний сын. Он – чтобы не вставать в семь утра, не прятать тетради, сплошь исписанные гневным красным, не слышать ежевечернего: «Ты уроки сделал?» Я – чтобы не плакать от жалости, наблюдая как утром он засыпает, сидя на стуле, не открывать со страхом дневник, уже предполагая, что ничего хорошего я в нем не найду, не делать по вечерам уроки… Тем более, что программа 5-го класса мне дается уже с трудом.

Надо сказать, что наши отношения со школой изначально были странными. Я отлично помню первую школьную линейку. Простояв минут 10 на солнцепеке и выслушав пару невнятных речей Сашка сказал: «Ну ладно, пошли уже отсюда». И очень удивился, когда узнал, что, оказывается: а) надо обязательно отстоять до конца линейки; б) потом еще пойти в класс и там сидеть за партой, хотя занятий сегодня не будет. «Зачем?» – спросил он. Тогда я еще не знала, что этот вопрос станет лейтмотивом нашей школьной жизни.

Увы, в большинстве случаев ответов на него у меня нет. А ведь я, между прочим, окончила школу с золотой медалью. Говорю не для того, чтобы похвастаться, да и нечем, если уж совсем откровенно. Однако и задачи по физике я довольно сложные решала, и чего-то там чертила, доказывая теоремы по геометрии, и химические формулы писала. И где все эти знания сейчас? Спустя …надцать лет после окончания школы я не помню ни одного физического закона, кроме Архимеда – и то лишь потому, что регулярно принимаю ванну. Я не знаю, чем отличаются друг от друга щелочь и кислота. И – да, мне стыдно признаться, но дроби, над которыми все второе полугодие страдал мой сын, мне не по зубам. Скажите, зачем годами нужно было все это учить, если с класса четвертого и мне, и остальным было кристально ясно, что я – выраженный гуманитарий? Мне нравились языки, история, а лучшим времяпрепровождением я всегда считала чтение. Я не отрицаю, что человек должен обладать какими-то общими знаниями о мире, хотя…

Шерлок Холмс: Коперник? Знакомая фамилия. Что он сделал?

Доктор Ватсон: Боже мой, так ведь это же он открыл, что Земля вращается вокруг Солнца! Или этот факт вам тоже неизвестен?

Шерлок Холмс: Но мои глаза говорят мне, что, скорее, Солнце вращается вокруг Земли. Впрочем, может быть, он и прав, ваш… как его — Коперник.

Доктор Ватсон: Простите меня, Холмс… Вы человек острого ума, это сразу видно! Вы превосходно знаете химию… Как же Вы не знаете… вещей, которые известны каждому школьнику?!

Шерлок Холмс: Ну, когда я был школьником, я это знал, а потом основательно забыл. Хорошо. Допустим, Земля вращается вокруг Солнца.

Доктор Ватсон: То есть… то есть… как — допустим?!

Шерлок Холмс: Земля вращается вокруг Солнца. Но мне в моем деле это не пригодится!

И именно это происходит с основной частью школьных знаний – они не пригождаются. Если бы мне в жизни постоянно нужен был закон Ома, я бы его не забыла. Но как-то нет – не требуется мне ни Ом, ни сотни других когда-то вызубренных формул. Так в чем же смысл когда-то десятилетних, а теперь еще и удлинившихся мучений миллионов школьников?

Я смотрю на согнутую… нет, даже согбенную спину моего сына, который сопит над тетрадью, выводя ненавистные дроби. И крамольная мысль закрадывается в мою голову: мне кажется, что пяти классов математики вот лично для него – достаточно. И если бы была моя воля, на этом Сашкино образование, по крайней мере в данной области, было бы закончено. Но за меня решает государство, сделавшее обязательным всеобщее среднее образование. А значит, еще по меньшей мере четыре года я буду слышать вопрос «Зачем?» и тщетно искать, что ответить. И с завистью смотреть и читать о зарубежных школах, где не учатся, а играют, где нет отметок, экзаменов и тестов, где рассказывают о том, что может пригодиться в реальной жизни, и не заставляют запоминать факты, имеющие значение только для узких специалистов. А недавно услышала гениальную фразу какого-то европейского педагога: «Учитель – это прежде всего ассистент. Его главная задача – не учить, не проверять, не оценивать, а помогать поддерживать у детей интерес к получению знаний и ассистировать им в этом процессе».

Иногда мой сын позволяет себе робко фантазировать на тему «а что если я завтра в школу не пойду и вообще туда больше ходить не буду, ну что будет?» И мне приходится на ходу сочинять, что придет страшная комиссия из отдела образования, сначала нас будут долго ругать, а потом примут меры – ребенка у меня отберут, как у нерадивой матери, и все равно заставят получить среднее образование, но уже в казенных стенах. Пока прокатывает, то я почти уверена, что в глубине души Сашка уже догадывается: его мама и сама бы хотела, чтобы он не шел завтра в школу.

На ближайшие три месяца наши мечты исполнились. Да здравствуют каникулы!

поделиться в соцсетях