В глазах двоится: минчанин начал делать 3D-фотографии еще в советское время

В глазах двоится: минчанин начал делать 3D-фотографии еще в советское время

Стереосъемкой, или 3D-съемкой, как ее называют в народе, минчанин Константин Нетылев начал заниматься еще в советское время. Для этой цели даже смастерил фотокамеру с двумя объективами

Первый класс и «Смена-2»

Роман с фотоискусством у Константина завязался в начальной школе. Отец, чтобы сфотографировать сына на первой линейке, приобрел в комиссионке фотоаппарат «Смена-2». Стоила она недорого: за эти деньги можно было пару батонов хлеба купить. Но отснял папа всего полпленки и, «наигравшись», отдал камеру сыну. Маленький Костя, как и положено начинающим фотографам, снимал все, что видел: двор своего дома на улице Кирова, одноклассников, машины, деревья… Потом занялся танцами и стал вести фоторепортажи с гастролей по всему Советскому Союзу. А спустя время увлекся еще и любительским кино — приобрел простенькую кинокамеру. Как-то группу танцоров пригласили на телевидение, и Костя предложил журналистам свои работы для сюжета. Специалистов они настолько впечатлили, что подростка начали приглашать в студию, а после окончания школы, в 1969 году, он пришел туда работать телеоператором.

PRAS.by""

По ту сторону экрана

Молодой специалист снимал спортивные, музыкальные передачи. На видео тогда еще не снимали, а кинопленки было мало, поэтому готовили программы с помощью фотографий: раскадровывали их и снимали по очереди. Чтобы достичь эффекта движения картинки, камера наезжала на снимки, делала панорамы. Затем диктор зачитывал закадровый текст.

О стереосъемке Константину рассказал ведущий телепередачи для фотографов «Смена» Александр Дитулов. Оказалось, она существует чуть ли не с момента зарождения фотоискусства. Первый снимок был сделан в 1839 году, а уже с 1860-х годов существовали стереокадры. Сохранились даже «объемные» фотографии столицы 100-летней давности, автор которых — минчанин по фамилии Адамович.

Нетылев и его коллеги сами мастерили фотоаппараты для стереосъемки — соединяли вместе две «Смены», и получался аппарат с двумя объективами. Делали два кадра и затем помещали их в диаскоп — специальное устройство для просмотра.

PRAS.by""

Больше всего Константин любил фотографировать здания и скульптуры. Часами готов был гулять по городу в поисках удачного кадра. А вот горожан мастер обходил вниманием: во время съемки объект не должен двигаться, иначе снимок не получится. Кстати, в этом заключается сходство между стереосъемкой и фотоискусством 100-летней давности: тогда фотопластинки имели низкую чувствительность, и для получения изображения требовалась выдержка до 40 минут. Фотомодель в течение этого времени должна была оставаться неподвижной, а поскольку это сложно, спину модели фиксировали специальным «каркасом».

Стереосъемкой в советское время занималось не более 10 минчан. Все изменилось в 1990-х, когда появились цифровые фотоаппараты.

PRAS.by""

«Циферка» или пленка?

Нетылев был так вдохновлен переменами, что в 1999 году при поддержке Министерства образования Беларуси провел семинар, на котором рассказывал о цифровой фотографии. Не все собравшиеся были готовы принять «ноу-хау». Пожилые фотографы и вовсе высказывали сомнение по поводу будущего «цифры» и уверяли, что всегда будут снимать на пленку.

Сегодня уже существуют фотоаппараты для стереосъемки, но Константин Евгеньевич ими не пользуется: стоят они недешево и снимают не всегда качественно. Мастер придумал свою технологию стереосъемки. На обычном цифровом аппарате делает две кадра, глядя в глазок объектива вначале одним глазом, потом — вторым. Потом выкладывает стереопару в программу StereoPhoto Maker (ее можно скачать в интернете. — Прим. авт.) и получает готовый снимок.

У фотографа проходят персональные выставки в Минске, он ведет личный сайт в интернете. Является обладателем четырех медалей ВДНХ СССР, десятков дипломов и грамот. Однако главным своим достижением считает учеников.

50 лет вместе

В текущем году исполнилось ровно полвека с момента «знакомства» Константина Нетылева с Республиканским центром инновационного и технического творчества. Еще будучи школьником он, отдыхая в пионерском лагере, увидел объявление о наборе в фотокружок. Сначала посещал занятия в качестве ученика, потом получил звание пионера-инструктора и хорошие рекомендации, что позволило обучать сверстников, а затем — остаться здесь работать.

PRAS.by""

Поначалу преподавал черно-белую фотографию, но со временем кружок вышел на такой уровень, что центр начал проводить конкурсы республиканского масштаба. Например, недавно состоялось состязание по стереофотографии, в котором приняли участие 740 фотографов в возрасте от 8 до 31 года.

Через студию Константина Евгеньевича уже прошло 500 учеников. Многие из них стали известными мастерами: к примеру, фотокорреспондент Алексей Матюш и видеограф Татьяна Давыдова. Сын Нетылева, отучившись в фотостудии, устроился режиссером монтажа в компанию Wargaming – создает материал, на базе которого разрабатываются компьютерные игры. По словам педагога, стереосъемка — весьма перспективное направление, правда, заработать только на стереоснимках сегодня сложно. Если в России и Украине стереосъемку заказывают на свадьбы, то у нас она не востребована в таком ключе.

Юлия БАЛАКИРЕВА

Фото:
  • из личного архива Константина Нетылева

поделиться в соцсетях