Свидание с «Нюрнбергской девой»: в центре Минска собрали средневековые орудия пыток

Свидание с «Нюрнбергской девой»: в центре Минска собрали средневековые орудия пыток

Все экспонаты уникальной выставки, представленной в Археологическом музее, воссоздал белорусский мастер

Интерес к Средневековью в Беларуси не ослабевает. Доказательством тому служат многочисленные средневековые фестивали. Но одна страница истории средних веков обычно остается без внимания. Речь идет о многообразии и жестокости средневековых пыток. Наиболее яркие пыточные инструменты можно увидеть в Минске на выставке «Сумерки Средневековья. Орудия пыток». Экспозиция разместилась в Археологическом музее, на улице Кирилла и Мефодия, 6.

Наказание под маской

Все орудия пыток — ручная работа Сергея Нуматова. Прежде чем обратиться к теме средневековых пыток, коллекционер из Могилева занимался созданием рыцарских доспехов.

«В 2008 году я представлял свою выставку «Доспехи и вооружение XVI–XVII веков» в Калининградском историко-художественном музее. Директор заведения, с которым мы в дружеских отношениях, спросил о моих творческих планах на будущее и подал интересную идею: почему бы не создать экспозицию, посвященную средневековым пыткам? Ведь она должна получиться не менее интересной, чем с доспехами, — рассказал Сергей Нуматов. — Вдобавок, в музейной библиотеке сохранились книги об инквизиции, и я мог с ними ознакомиться».

На создание коллекции Сергей Нуматов решился только спустя год. Воплотить задумку в жизнь позволили эскизы и схемы из библиотеки – материала было достаточно. На один экспонат, по словам коллекционера, уходило примерно 2–3 дня. Иногда приходилось делать перерывы, так как основной работой все же оставалось изготовление доспехов.

PRAS.by""

Коллекция, представленная на выставке, включает 78 экспонатов, вскоре планируется добавить еще несколько. Уникальность экспозиции заключается в количестве масок позора и пыток. Всего их 24, и больше нигде в мире в одном месте сразу столько масок не выставляли. Хотя в европейских городах работают несколько музеев «пыточной» темы: в Праге, Таллинне и Амстердаме, а также у наших соседей в Санкт-Петербурге.

«Часть масок использовалась для пыток едой. Человека предварительно морили голодом. Затем в удлиненную часть в области носа, так называемый клюв, клали кусочек мяса, аромат которого возбуждал у подсудимого аппетит. Соответственно, у него в большом количестве выделялся желудочный сок, разъедавший желудок, — пояснил организатор выставки Артур Даливеля. — Либо же на удлиненный «язык» клали раскаленный предмет – паклю или брусок. Через какое-то время маска нагревалась и «запекала» лицо».

Маски позора причиняли больше не телесное, а душевное страдание. Они были своеобразным знаком, который указывал, за какую провинность наказан человек. Например, маску «Лгун», из-за длинного носа отдаленно напоминающую героя Пиноккио, надевали на обвиняемого в обмане и сквернословии. «Фавн» предназначался тем, кто уличен в колдовстве. Была маска и для состоятельных любителей сорить деньгами и жить на широкую ногу.

PRAS.by""

Самому Сергею Нуматову больше всего запомнилась работа над «Нюрнбергской девой», над этим громоздким и тяжелым экспонатом пришлось потрудиться. Орудие представляет собой железный шкаф в виде женщины в костюме горожанки. Приговоренного помещали внутрь и закрывали дверь, «усеянную» острыми шипами. Причем располагались они так, чтобы не задеть ни одного жизненно важного органа. В результате человек мучительно умирал, истекая кровью. Но шипы могли переставлять и так, чтобы смерть наступала мгновенно. Это зависело от тяжести преступления.

PRAS.by""

По соседству с «Нюрнбергской девой» — орудия с более простой конструкцией. Но пытки, для которых они использовались, были не менее жестокими и мучительными. Это различные лейки для воды. С их помощью в обвиняемого вливали не менее четырех литров воды, а затем били по наполненному животу палками или прыгали на него. Последствия, как можно догадаться, были весьма неприятными.

PRAS.by""

Хворост для Жанны д’Арк

Отдельная часть выставки посвящена ведьмам. Обвинение в колдовстве и магии в Средние века стоило жизни тысячам европейских женщин. Те, кого инквизиция считала ведьмами, чаще всего заканчивали свою жизнь на костре.

Место, где сжигали еретиков и неугодных церкви, также можно увидеть на выставке — эшафот со столбом, к которому привязывали приговоренного. Хворост внизу раскладывался двумя способами: рядом либо по кругу. Последний использовали при казни Жанны д’Арк. Еще одна интересная деталь — хворост на костер должны были приносить родные и близкие обвиняемого.

PRAS.by""

«Остатки кирпичной кладки монастыря, в здании которого теперь находится музей, помогли создать соответствующий антураж. Мы же добавили лишь некоторые детали, — отметил Артур Даливеля — Вот, например, рядом с импровизированным костром — старинные книги, символизирующие обвинения в магии и колдовстве».

Чтобы еще больше погрузить посетителей в атмосферу Средневековья, в зале играет медленная музыка. На стенах развешены гравюры и картины. Это копии средневековых изображений, сделанные современными художниками.

PRAS.by""

Правда, авторам пришлось внести некоторые изменения в оригинальный сюжет. Так, на одной из картин изображена подвешенная на дыбе подсудимая, рядом — обвинители. В первоначальном варианте один из них радостно наблюдает за ее мучениями. Это было нормой для Средневековья, но в современном мире выглядит, по меньшей мере, странно. На копии картины выражение лица ему заменили на серьезное и осуждающее.

PRAS.by""

Организаторы выставки в Минске не последовали примеру музеев средневековых пыток в Праге или Санкт-Петербурге и не стали добавлять в экспозицию красные пятна «крови», отрубленные восковые головы или фигуры, застывшие в мученических позах. Это сделало бы выставку еще более жуткой, но люди и без того боятся посещать экспозицию. Одна посетительница с ребенком долго не решалась войти и сделала это только после того, как ее заверили, что ничего страшного за дверью нет.

«Вообще у нас стоит ограничение «12+», ведь примерно в этом возрасте дети начинают изучать на уроках истории период Средневековья, и они уже будут понимать, куда пришли, — обратил внимание Артур Даливеля. — Иногда родители приводят совсем маленьких детей: гуляли семьей по городу, решили посмотреть выставку – не оставлять же малыша на улице. И все же лучше соблюдать ограничения».

По наблюдениям организаторов, выставка интересна людям всех возрастов. Многих привлекает то, что всё можно трогать руками. Правда, поднять экспонаты не получится — все прикручено и привязано по соображениям безопасности. Скажем, маска «Вепрь», которую надевали тем, кто нарушал посты и грешил чревоугодием, весит около 8 кг. Если ее уронить на ногу, травма гарантирована.

PRAS.by""

Экскурсоводы могут помочь желающим подлезть под висящую на стене маску, чтобы сделать оригинальный снимок. Хотя для таких целей на выставке организована фотозона.

«Конкретных задач у выставки «Сумерки Средневековья» нет. Кто-то из посетителей может почерпнуть здесь для себя новую информацию, кто-то — просто провести свободное время, — подчеркнул Артур Даливеля. — Хотелось бы, чтобы многие, осознав весь ужас того, насколько кровожадными и жестокими могут быть люди по отношению друг к другу, становились добрее к окружающим».

В Минске экспозиция орудий пыток продлится до 31 января 2016 года. Затем коллекцию, скорее всего, покажут в регионах Беларуси, а после отправят в Польшу. В планах у организаторов сделать выставку стационарной, как в Праге или Санкт-Петербурге.

Фото автора

поделиться в соцсетях