Водитель мусоровоза: «Иногда даже обедаешь на свалке»

Водитель мусоровоза: «Иногда даже обедаешь на свалке»

Один человек выбрасывает в среднем 69 мусорных пакетов в год. В одном столичном дворе живет примерно тысяча человек. Итого: за 12 месяцев в контейнерах собирается до 69 тысяч мусорных пакетов.

Если все эти данные перевести в кубометры и «сложить», получиться небольшое двухэтажное здание. А один мусоровоз должен вывезти за год целую «многоэтажку».

Павел Булда работает водителем мусоровоза на УП «Спецкоммунавтотранс». На конкурсе «Минский мастер – 2015» он стал лучшим в своей профессии. Теперь его лицо улыбается с билбордов, но Павел по-прежнему на ногах с пяти утра, чтобы к шести успеть на базу.

PRAS.by""

– Диспетчера каждый день выдают нами путевые листы согласно нашему заданию, – рассказывает водитель. – Потом в обязательном порядке проходим врача, он ставит штамп, что допускает нас к участию в дорожном движении. К сожалению, есть люди, которые могут прийти на работу «после вчерашнего». У нас все очень строго – такие смельчаки уже через пару часов оказываются с трудовой книжкой на руках.

– В какое время тяжелее работать?

– Зимой, конечно. Сложнее становится на дорогах, плюс тормозной путь увеличивается в разы, машина все-таки тяжелая. Во дворах очень сложно передвигаться: все заставлено так, что не подъехать. Если из-за одного припаркованного автомобиля не получается подобраться к бакам, приходится звонить. Сообщение через центральную диспетчерскую станцию передается в ЖЭС, оттуда выезжают специалисты и помогают решить ситуацию. В хорошее время с одним двором управляешься за пару минут, а бывает, больше 40 минут «крутишься». А зарплата у нас сдельная – по количеству вывезенных тонн.

ReeadMoreBlock

– Из каждого двора мусор вывозится ежедневно?

– Это зависит от количества жителей двора. На каждого человека есть определенная норма отходов – 2,43 кубометра в год, или около 0,2 кубометра в месяц. Причем объем мусора за счет упаковки с каждым годом все увеличивается, – отмечает Павел.

Сегодня на городских улицах вместо стареньких машин, которые забирали контейнеры огромными «клешнями», появлявшимися из нутра оранжевого панциря, мелькают новенькие мусоровозы с задней загрузкой. Павел предлагает прокатиться на такой новой машине. По виду она напоминает робота-трансформера, но главное, конечно, не «киношная» внешность, а безопасность и удобство в работе.

ReeadMoreBlock

– Теперь забор отходов стал гораздо аккуратнее. Раньше, бывало, поднимешь бак – и половина мусора оказывается на дороге, – вспоминает водитель.

Управлять старым мусоровозом было сложнее. Машина перемещала баки с помощью манипулятора, попробуй, разберись без подготовки, какой из 15 рычагов за что отвечает. Теперь же контейнеры нужно подкатывать прямо к кузову. Этим занимается грузчик, который на пару с водителем совершает ежедневные рейсы.

По дороге нас обгоняет зеленый мусоровоз. Такой цвет кузова означает, что машина занимается вывозом вторичных материальных ресурсов и возит мусор не на свалку, а на переработку. Наш мусоровоз – оранжевый, значит, в кузове твердые коммунальные отходы, и мы направляемся на мусорный полигон «Тростенецкий», что в десяти километрах от Минска. Сюда съезжаются мусоровозы из юго-восточной части столицы: Заводского, Партизанского и Ленинского районов.

PRAS.by""

«Тростенецкий» – полигон относительно молодой, ему меньше десяти лет. По рельефу он напоминает насыпи отработанной породы из шахт Солигорска. Кажется, совсем недавно на месте полигона была глубокая яма.

– Представляете, под нами сейчас пять этажей мусора, – удивляет меня водителя и показывает на самосвалы в песчаном карьере неподалеку, которые готовят новую яму для мусора.

При въезде на полигон мусоровоз взвешивают. Из этого рейса Павел привез семь тонн отходов. Это немного, иной раз получается собрать более 20 тонн мусора.

Проезжаем каньоны обтянутых полиэтиленом отходов. По «горной» тропе, едва разминувшись с другой машиной, забираемся на вершину. Регулировщик показывает, где остановиться. Сбросив груз, не без осложнений отъезжаем в сторону. Освободившийся участок тут же занимает бульдозер, чтобы выровнять образовавшуюся горку. Уже завтра этого места будет не найти – его погребет новая партия мусора. И так до бесконечности, пока не сочтут, что полигон исчерпал возможности.

PRAS.by""

О законсервированных свалках – одна такая есть неподалеку от «Тростенецкого» – не забывают. С помощью биогазовых установок из так называемого свалочного газа добывают электроэнергию. Один подобный комплекс может постоянно обеспечивать электричеством 20 тысяч квартир.

На обратном пути то и дело кидаю взгляд на болтающуюся в кабине связку «елочек». Все-таки свалка – не розовый сад.

– Это еще что! – смеется Павел Булда. – Вот после того, как увязнет машина колесом на полигоне, а иногда вытаскивают по несколько часов, уже перестаешь обращать на внимание на запах. Иногда даже обедаешь на свалке. В конечном счете, деньги не пахнут.

Фото автора

поделиться в соцсетях