«Воинственные» пациенты: как врачу защитить свои интересы?

«Воинственные» пациенты: как врачу защитить свои интересы?

Недовольные лечением граждане чаще всего пишут жалобы на медиков, но и случаев рукоприкладства встречается немало

Отношения между врачами и пациентами не всегда можно назвать идеальными. Причем зачастую конфликты возникают из-за людской нетерпеливости и недовольства. Длинные очереди, кажется, движутся часами. Дождался, зашел в кабинет, а нужную процедуру доктор не провел, анализов не назначил и лекарство хорошее не выписал. А значит, и профессиональную помощь не оказал. Угнетаемые такими мыслями, пациенты не сдерживают себя — возникает конфликт.

По статистике, каждому третьему врачу угрожали, на каждого 25-го поднимали руку. Информация о «стычках» медиков и пациентов периодически появляется в СМИ. Так, в 2014 году мужчина избил заведующую отделением одной из столичных поликлиник. А в Могилевской областной больнице пациент ударил реаниматолога металлическим держателем для капельницы. Но сколько подобных инцидентов остается «за кадром»?

Адвокат для врача

Конечно, в большей степени пациенты предпочитают вести скрытую войну: что-то не устроило — напиши куда следует. В Министерстве здравоохранения отмечают, что жалоб поступает по-прежнему значительное количество. Но некоторые этим не ограничиваются и несут иски в суд. Правда, не все могут конкретно сформулировать, что их не устроило, а выражают лишь свои эмоции, недовольства, субъективное отношение.

ReeadMoreBlock

Причины, по которым пациенты обращаются в суд, различны. Но добиться они хотят, как правило, одного и того же. По словам адвоката Екатерины Орловской, их цели — это деньги, много денег и увольнение врача, пишет «Ежедневник». Причем в качестве компенсации иногда звучат баснословные суммы.

Но свои претензии пациенты не всегда готовы выражать словесно, предпочитая более «весомые» аргументы. К сожалению, людям в белых халатах порой крепко достается. Например, одна из групп риска — врачи участковой службы. Особенно когда приходят на вызов. Ведь в большинстве своем терапевтами и педиатрами работают представительницы женского пола, а по адресам на участке, как правило, ходят в одиночку.

Чтобы защитить медицинских работников, в 2013 году при Белорусской ассоциации врачей сформировали специализированную адвокатскую службу. Ее проблемное поле обширно, но приоритетными остаются отношения «врач-пациент». В частности, врачебные ошибки, конфликты между потребителями медуслуг и организациями, их оказывающими. При БАВ работают юристы по различным отраслям права. Но стоит отметить, что специалистов в области медицинской юриспруденции единицы, т. к. их не готовят целенаправленно в университетах. А опыт в этой области нарабатывается за счет практики. Ведь дела о врачебных ошибках часто пересекаются с общегражданскими или уголовными.

ReeadMoreBlock

«В первую очередь адвокатская служба рассчитана на членов ассоциации. Но и другим медикам здесь не откажут, — рассказал заместитель председателя БАВ, адвокат Минской городской коллегии адвокатов Виталий Ганкович. — Разница в том, что для тех, кто состоит в БАВ, действует система скидок (10% от стоимости услуг) и их обращения приоритетны по срочности.

Служба не является юридическим лицом, поэтому в ней нет постоянно оформленных сотрудников. Скорее это объединение единомышленников, работающих адвокатами в юридических консультациях, индивидуально либо в адвокатских бюро в Минске. Но их всего 4–5 человек».

Спасительная запись

Создать подобные структуры по областям пока законодательно сложно. Возникает вопрос: что делать врачам из регионов, если им требуется такого рода помощь? При необходимости адвокаты БАВ готовы защищать и их интересы. Но это не всегда оправдано, во-первых, из-за дополнительных расходов, во-вторых, из-за неустойчивого расписания судебных заседаний. Поэтому, как правило, медицинскими вопросами на местах занимается адвокат территориальной коллегии.

Был случай, когда за консультацией в ассоциацию обратился участковый врач из райцентра. Он пришел на вызов, осмотрел пациента, сделал заключение. Но супруга больного посчитала, что она лучше, чем медик, знает правильный диагноз и лечение. На этой почве начались угрозы, оскорбления, рукоприкладство. В перепалке женщина нанесла доктору легкие телесные повреждения. А когда приехал участковый, перевернула ситуацию так, будто это врач ей поставил синяки и царапины. В отношении доктора возбудили дело. И ему пришлось потратить массу времени, нервов и сил, чтобы доказать свою невиновность. К счастью, до уголовной ответственности не дошло.

ReeadMoreBlock

Подобные ситуации показывают всю незащищенность медработников. Ведь за избиение, скажем, милиционера грозит суровое наказание. А тот, кто поднял руку на врача, может остаться безнаказанным. Приступы агрессии часто случаются у пациентов «под градусом». Так что с ними в основном сталкиваются психиатры-наркологи, реаниматологи и особенно — работники скорой помощи. У последних, кстати, всегда найдется история про то, как кого-то из них ударили в лицо, пырнули ножом… Не говоря уже о нецензурной брани в адрес службы «103». Что бы как-то обезопасить своих сотрудников, руководство столичной станции скорой помощи решило выдать им диктофоны. На вызове медик включает записывающее устройство, о чем предупреждает больного и его родственников. После смены файлы с диктофона сохраняют на компьютере, специалисты обрабатывают информацию, а заведующий подстанцией ее анализирует. Потом полученные сведения отправляют в архив.

«Это хорошее решение в спорной ситуации не только для работников «скорой». Причем даже не обязательно покупать диктофон — достаточно включить функцию на мобильном телефоне, — пояснил Виталий Ганкович. — Тогда, в случае чего, не будет сомнений, кто прав, а кто виноват. К тому же, факт открытой аудиозаписи должен охладить пыл дебошира. Конечно, запись без надлежащего процессуального оформления, не будет считаться прямым доказательством, но суд или правоохранители могут принять ее во внимание при разбирательстве».

Работа над ошибками

Хотя адвокатская служба в первую очередь защищает интересы медиков, если пациент обратится по поводу врачебной ошибки, ему не откажут в помощи. Но зачастую поводы для возмущения у граждан не столь серьезные: не уделили должного внимания, нагрубили. Этими вопросами занимается отдельное подразделение ассоциации — комиссия по врачебной этике и деонтологии. Обычно в такие споры заканчиваются компромиссом — в выигрыше остаются обе стороны.

«Если дело доходит до суда, как правило, назначается экспертиза. В большинстве случаев она подтверждает правоту врача. И причиной тому вовсе не корпоративные интересы».

Кроме того, юристы считают, что однозначно дать определение «врачебная ошибка» нельзя. Даже в законодательстве нет такого определения. Да и не всегда ошибка допущена исключительно по вине врача. Бывает, что подводит оборудование. И, наконец, может произойти просто несчастный случай.

поделиться в соцсетях