Врачи предлагают кормить детей европейским завтраком и отменить домашние задания

Врачи предлагают кормить детей европейским завтраком и отменить домашние задания

Как собрать ребенка к школе? Чем его накормить? Как помочь чаду избежать конфликтов с одноклассниками и учителями?

Ответы на эти вопросы давали заведующая отделением гигиены детей и подростков ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» Алла МАЛАХОВА и заведующая лабораторией проблем здоровья детей и подростков Республиканского научно-практического центра «Мать и дитя» Маргарита ДЕВЯЛТОВСКАЯ.

Сон – не менее 9 часов

Чтобы процесс адаптации ребенка к школе протекал менее болезненно, специалисты советуют начинать подготовку заранее – в идеале за 2 недели до начала учебного года. Прежде всего необходимо правильно организовать режим дня школьника: достаточный сон (не менее 10 часов в сутки для ученика младшей школы, 9,5 часа – для подростка и 9 часов – для старшеклассника), пребывание на свежем воздухе (как минимум 2 часа) и разнообразное питание.

Естественно, что дольше остальных к новой обстановке привыкают первоклашки. 56% из них адаптируются в течение первых двух месяцев обучения, 30% ребят полностью привыкают к школе лишь к концу первого полугодия. Для остальных 14% детей процесс адаптации проходит довольно трудно. Как правило, они становятся «отверженными», «задирают» на переменах одноклассников, плохо ведут себя на уроках, стараясь выделиться.

«Родителям необходимо постоянно наблюдать за поведением своего ребенка, – советует Алла Малахова. – Беспокойство, резкая смена настроения, повышенная двигательная активность (или, наоборот, вялость), жалобы на головные боли, отсутствие аппетита и желания учиться – такие признаки должны насторожить родителей. Стоит проанализировать нагрузку на ребенка и его взаимоотношения с учителями и сверстниками. Иногда для решения проблемы достаточно нормализовать распорядок дня, снять перегрузки и увеличить время сна».

Родители должны понимать, что в первые дни учебы ребенок сталкивается с экстремальной нагрузкой. Поэтому нужно быть более внимательным и терпеливым к нему, расспрашивать о школьных новостях, помогать в подготовке к урокам. В свою очередь, педагоги должны начинать новый учебный год не со сложных тем, а с повторения пройденного.

Каждый четвертый ребенок – с избытком веса

«В мире количество детей с ожирением удваивается каждые три десятилетия, – рассказывает заведующая отделением гигиены детей и подростков. – В связи с этим растет число школьников, больных сахарным диабетом 2-го типа. 80% детей и подростков с данной патологией имеют повышенное артериальное давление. В Беларуси за последние 10 лет у детей до 14 лет наблюдается устойчивая тенденция роста первичной заболеваемости ожирением».

В качестве предупредительной меры с прошлого года в школьных буфетах до двух раз в неделю была ограничена продажа сосисок в тесте, пиццы.

По словам Аллы Малаховой, ребенок должен есть каждые 4 часа. Оптимально, если завтрак включает не только чай, но и кашу, творожную запеканку (сырники или творог), омлет. Если ребенок отказываются есть с утра горячее блюдо, можно практиковать так называемый европейский завтрак – выкладывать на одну тарелку небольшие порции полезных и калорийных продуктов (сыра, творожков, джема, сливочного масла, ветчины или сухой колбасы, булочек (не более 50 г). Обед школьника должен состоять из салата, супа, второго блюда и напитка. В качестве полдника – фрукты, соки, молоко или кефир с легкими закусками. На ужин школьнику лучше подать легкие крупяные или овощные блюда, молоко или кисломолочные продукты.

ReeadMoreBlock

«Некоторые родители думают: если ребенок поел в школе, дома его можно не кормить. Это заблуждение. Ведь горячий завтрак, который получают учащиеся младших классов, удовлетворяет их потребности в еде лишь на 15–20% от необходимой суточной калорийности», – отмечает Алла Малахова.

Учебная нагрузка опережает развитие школьника на год-полтора

Помимо ожирения, у детей до 14 лет врачи все чаще выявляют глазные и респираторные заболевания, а также нарушения слуха. «Зато в последние 10 лет наблюдается небольшая тенденция к снижению нарушений осанки и зрения школьников. Значит, профилактические меры дают результат, нас это радует», – подчеркивает заведующая отделением гигиены детей и подростков.

Но беспокойство врачей вызывает большая учебная нагрузка на школьника, которая опережает психолого-физиологические особенности ребенка примерно на год-полтора. Одна из причин в том, что сейчас большинство детей идут в школу с 6 лет, а обучаются по программам для семилеток. Сыграл свою роль и переход на пятидневку, отмечает специалист.

«При этом во многих учебниках материал изложен очень сложно, детям приходится учиться с помощью родителей. Эту проблему нужно решать, – считает Алла Малахова. – Также хотелось бы, чтобы Министерство образования шло к тому, чтобы детям не задавали домашних заданий. Особенно в старших классах, когда они учатся до 3–4 часов дня. Школьник должен получать на уроках максимально из того, что ему нужно, и таким образом он может быть свободен дома».

ReeadMoreBlock

Ребенок – непоседа? Стоит обратиться к врачу

По словам специалиста РНПЦ «Мать и дитя», у школьников довольно часто встречаются гиперкинетические расстройства внимания и поведения. Ребенок с таким заболеванием с трудом концентрируется и не может долгое время заниматься одним делом. Если гиперкинетические расстройства не лечить, то со временем они перерастут в расстройства личности, адиктивные формы поведения (зависимость от психоактивных веществ, употребление спиртного, табака, курительных смесей.Прим. авт.).

«Таких детей лучше отдавать в школу в семилетнем возрасте, – советует Маргарита Девялтовская. – В классе они должны сидеть поближе к учителю. В свою очередь, педагогам нужно понимать, что ребенок ведет себя плохо не потому, что он вредный. Просто в силу состояния своего организма он не может спокойно сидеть и слушать учителя весь урок. Учителя и родители должны знать, что похвала на таких ребят действует эффективнее упреков. Поэтому за любое, даже самое небольшое достижение ребенка нужно поощрять. А вот ставить цели, результат которых требует длительного времени, нельзя».

ReeadMoreBlock

В учебе такие школьники могут достичь успехов. Специалист РНПЦ «Мать и дитя» привела данные, согласно которым показатели интеллектуального развития у детей с гиперкинетическими расстройствами выше среднего уровня. То есть если они реализуют свой потенциал, то впоследствии могут стать отличниками.

К счастью, заболевание поддается лечению. После постановки диагноза врачи назначают таким детям фитотерапию, гомеопатические препараты, психолого-логопедическую коррекцию. До 7 лет они поправляются очень быстро, поведенческие привычки могут меняться еще до 10 лет, а вот после 10-летнего возраста что-то изменить практически невозможно. Поэтому очень важно вовремя выявить отклонения в поведении ребенка, подчеркнула Маргарита Девялтовская.

поделиться в соцсетях