Всегда ли прав покупатель?

Всегда ли прав покупатель?

Зашли в торговый зал с продуктами из другого магазина? Взяли в руки дорогой товар, а он разбился вдребезги? Наверняка многие оказывались в подобных неловких ситуациях. Разбираемся, что делать: платить за урон или отстаивать свою правоту

Вместе с заместителем председателя общественного объединения «Правозащита» Юрием Перевозковым корреспондент «БелЧасу» составила план действий для наиболее распространенных случаев.

Ситуация 1. По неосторожности разбил в магазине банку. Может ли магазин заставить заплатить за нее?

По закону потребитель, допустивший порчу имущества, обязан возместить ущерб, нанесенный магазину. «Но каждый случай индивидуален, – говорит Юрий Перевозков. – Бывает, человек так перегрузил продуктовую корзину, что лежащая сверху банка упала и разбилась. «Почему я должен платить за нее, если еще не дошел до кассы?» – спрашивает потребитель. В этой ситуации однозначно виноват он сам». К слову, платить придется и маме, чей маленький ребенок взял с полки товар, не удержал его и разбил.

Но бывают случаи, когда очевидна вина магазина: нарушены правила выкладки товара, не соблюдены нормы по расстоянию между стеллажами. «Я сам был очевидцем таких нарушений, – рассказывает Юрий Перевозков. – Продавец расставила бутылки вертикально, а те, что не поместились, положила горизонтально. Если бы покупатель вытянул одну, остальные упали бы следом за ней».

В любом случае заставить вас оплатить разбитый товар сотрудники магазина не могут. Если вы уверены в своей правоте, а охрана или администрация магазина настаивают на своем, не бойтесь вызвать милицию.

Ситуация 2. Случайно зашел в торговый зал с продуктами из другого магазина. Как доказать, что ничего не украл?

По словам зампредседателя общественного объединения «Правозащита», есть несколько проверенных способов. Первый – показать чек, который подтвердит, что продукты куплены в другом магазине. Второй – попросить сотрудников магазина проверить, есть ли такой товар на полках. Если его нет в продаже, обвинять вас в краже не имеет смысла. Третий способ – посмотреть записи с камер наблюдения. В крайнем случае можно взять копию контрольной ленты.

«Но повторюсь: заставить заплатить за товар вас не могут. Даже если факт мелкого хищения имел место, протокол должны составлять сотрудники милиции, но никак не работники магазина. Участковый должен разобраться, когда и в каком магазине был куплен товар. Если факт кражи будет доказан, его можно обжаловать через органы прокуратуры», – пояснил Юрий Перевозков и посоветовал быть более осмотрительным и, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.

ReeadMoreBlock

Ситуация 3. Не хочу сдавать сумку в камеру хранения, могут ли меня заставить?

Заставить не могут. Воспользоваться ячейкой или нет – исключительно ваш выбор. Но если ваша сумка слишком большая или в ней есть товары, представленные в этом магазине, то целесообразнее ее все-таки оставить в камере хранения.

Если вас попросили показать содержимое сумки, помните, что охрана и работники магазина могут проводить личный досмотр покупателя только в присутствии сотрудников милиции в специально отведенном для этого помещении.

«Иногда люди жалуются: «В магазине меня попросили открыть сумку, я отказался, тогда администрация вызвала милицию, я потратил уйму времени и испытал чувство стыда». Своими действиями покупатель сам спровоцировал такую ситуацию. Работники магазина поступили правильно. Если вы уверены в себе, не вижу ничего зазорного в том, чтобы открыть сумку. Зачем создавать себе лишние проблемы?» – посоветовал зампредседателя общественного объединения «Правозащита».

Ситуация 4. Украли сумку из камеры хранения. Несет ли магазин ответственность за оставленные в ней вещи?

По словам Юрия Перевозкова, магазин выступает хранителем имущества потребителя, а договор безвозмездного хранения предусматривает ответственность за сохранность сданных в камеру хранения вещей. Поэтому объявления о том, что администрация магазина не несет за них ответственности, не соответствуют действительности.

Правда, на данные правоотношения не распространяется Закон «О защите прав потребителей», действуют лишь нормы Гражданского кодекса. Это означает, что потребитель не вправе требовать от магазина компенсации за моральный вред. Он может претендовать только на возмещение стоимости украденных вещей.

«Если ваши вещи были украдены из камеры хранения, обращайтесь в милицию сразу по телефону, затем письменно. Четко перечислите вещи, которые вы в ней оставили. После чего дело будет рассматриваться в суде. Но оставлять ценные вещи в камере хранения я все же не советую», – добавил специалист.

Ситуация 5. Не пускают в магазин с детской коляской. Как быть, если оставить ребенка не с кем?

Правила продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания не запрещают заходить в магазин с коляской. «Фактически это самодеятельность магазина. Полагаю, что такой запрет введен из-за того, что коляской, как и крупногабаритными сумками, можно причинить ущерб магазину. Если ее запрещено брать с собой в торговый зал, значит, администрация магазина должна предоставить место для хранения», – отметил Юрий Перевозков.

Ситуация 6. За 10 минут до закрытия не впустили в магазин. Правомерно ли это?

Не пустить покупателя в торговый зал в связи с приближением времени окончания работы продавца охрана магазина не может. Это предусмотрено пунктом 5 главы 1 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания. За 10 минут до конца рабочего дня продавец может предупредить об этом покупателей. При этом кассовое оборудование прекращает работу в точном соответствии с установленным режимом работы продавца. Но не переживайте, если вы не успели оплатить товар, а на часах время закрытия магазина, кассир вас все-таки обслужит.

Куда обращаться?

Если у вас возникла спорная ситуация, вы всегда можете обратиться в общественное объединение «Правозащита» по телефонам: (8 017) 334-18-22, (8 029) 644-95-78, (8 029) 764-62-35.

поделиться в соцсетях