40 секунд готовности
19 января работники МЧС отмечают профессиональный праздник. Из огня в воду, рискуя собственной жизнью и спасая чужую, – это работа сотрудников МЧС. И не важно, какая дата на календаре. Наши корреспонденты узнали, как проходит обычный рабочий день пожарного.
Всё под контролем
На часах 8.30. Мы в гараже Могилевского областного управления МЧС.
Отсюда выезжают на вызов автомобили. Вокруг полумрак и прохлада.
Прапорщик Виталий Карпеченко уже заступил на службу. Первым делом проверяет готовность пожарной машины к выезду. Попутно рассказывает нам, как пришел в МЧС: «Сразу после армии. Хотелось спасать людей. За это время дослужился до командира отделения и теперь, кроме участия в спасательной операции, контролирую ее ход».
– Схема действий может измениться в пути следования, диспетчеры по рации сообщают последние детали, поступившие, как правило, от пострадавших или соседей, – объясняет специфику работы Виталий Карпеченко.
Один из самых важных и до сих пор волнительных моментов, когда вдруг загорается красная лампа и на всё отделение звучит сирена. У пожарных есть 40 секунд, чтобы надеть боевой комплект и выехать на вызов. До места происшествия спасатели должны прибыть за 4–6 минут. За это время получают информацию, анализируют и еще в машине составляют план действий.
11 тонн воды и 660 – пены
В пожарной машине имеется 4 отсека для хранения специального инструмента и оборудования. В первом нам показывают мощную бензопилу для устранения «мелких преград» – распиливания дверей, оконных рам и проводов. Во втором – 12 упакованных рукавов по 20 метров каждый. Так специалисты МЧС называют шланги, через которые поступает пена или вода. К рукавам крепятся стволы – металлические приспособления для регулирования напора.
– За сутки может поступить и один звонок, и десять. Количество обращений растет осенью и зимой, когда у людей возникает потребность в использовании обогревателя или печи. Главные виновники происшествий – нетрезвые граждане или одинокие пенсионеры. Ложных вызовов в моей практике не было, – продолжает пожарный.
В прошлом году сотрудники этой части МЧС выезжали на 794 пожара.
Возвращаемся к проверке автомобиля. В третьем отсеке – огнетушители, несколько пар перчаток. В четвертом – бензорез для резки металла (на снимке), он применяется при выезде на ДТП. Рядом у основания машины размещается генератор для освещения в темное время суток.
Пожарный открывает дверь в кабину водителя и предлагает подняться внутрь. А это 180 сантиметров от земли. Высоковато. Не взобраться хрупкой девушке без посторонней помощи.
Наконец мы с фотокором усаживаемся. Для «мужской компании» здесь на удивление все аккуратно сложено по своим местам – аппараты с воздухом, резиновые маски и сапоги, средства для вентиляции легких и теплозащитные костюмы, как для пожарных, так и для пострадавших.
– В первую очередь мы стараемся спасти человека. Пока одни гасят пожар, другие сверлят дверь или выбивают стекло, чтобы вытащить человека из дома либо автомобиля. Обычно на вызов выезжает 3–4 машины. Каждая может вмещать 5 или 11 тонн воды и 330 либо 660 тонн пены. Для тушения пожара в доме, где огонь полыхает в нескольких комнатах, в среднем уходит 11 тонн воды и 660 тонн пены (две такие машины, как эта), – добавляет командир отделения Карпеченко.
Люди беспечны
Если в многоэтажном доме не удается извлечь человека из помещения через дверь, то применяется автолестница.
– Самая высокая в нашей части составляет 30 метров и дотягивается до 9-го этажа. В первый раз взбираться страшно, но потом привыкаешь, и ноги уже не трясутся. В моей практике я дважды спускал людей с 8-го и 9-го этажей. Было непросто, потому что они не готовы к подобному, нужно найти подход, уговорить, объяснить, как не получить травму при спуске. В такие моменты люди плохо воспринимают информацию, поэтому, если есть возможность, я всегда за то, что лучше надеть на человека маску и переждать, например, на балконе, пока коллеги локализуют огонь в помещении, а потом сойти по ступенькам, – делится Виталий Карпеченко. – Большая боль, когда не удается спасти человека, особенно ребенка.
Таких случаев в жизни пожарного было два. Один из них произошел в поселке Буйничи Могилевского района более 10 лет назад.
– Мы приехали на вызов, в частном доме полыхал огонь в одной комнате. Я пробрался в помещение, горела детская кроватка, в которой находился годовалый ребенок. Нашей команде удалось локализовать пожар, но малыша, к сожалению, спасти не получилось. Позже выяснилось, что семейная пара попросила присмотреть за ребенком дедушку, но тот позволил себе закурить папиросу около его кроватки, а окурок, который не до конца затушил, бросил на пол и пошел заниматься своими делами. К слову, жилье не сильно пострадало, – вспоминает Виталий Карпеченко.
Еще один случай произошел на улице Ямницкой в Могилеве.
– В одном из домов было короткое замыкание, в результате которого погиб 3-летний ребенок, – рассказывает пожарный. – Он находился дома один, бабушка, которая за ним должна была присматривать, уложила внука спать, а сама вышла к соседке. Маленькая беспечность стоила большой семейной трагедии.
Поэтому, уходя куда-то, всегда нужно проверять, выключен ли свет, газ, закрыты ли окна. А еще в случае опасности не стоит самостоятельно пытаться тушить загоревшуюся, к примеру, штору у плиты или сковороду. Сообщайте сразу в пожарную службу.
– Машина к выезду готова! – подытожил специалист.
К слову, пожарные не являются членами профсоюза (для военнослужащих свои нюансы в законодательстве), но в профессиональный праздник – День спасателя – от нанимателя сотрудников данной части ждут концерт и премия. Тем не менее первичная профсоюзная организация в Могилевском областном управлении МЧС все же есть. По словам председателя профкома Вадима Врублевского, в нее входят работники административного корпуса и специалисты, осуществляющие ремонт техники (всего 148 человек).
Дарья ШЕВЦОВА
Фото Валерия КАРТУЛЯ