Афган моей души
Сегодня чествуем защитников Отечества. Ветеранов войн и интернационалистов. Всех, присягнувших Родине.
Целый год родители Алексея Волкова считали, что сын служит в Монголии. А он тем временем был санинструктором в Афганистане, спасал и своих, и афганцев, принимал участие в сборе информации для научного исследования.
Афганский «отпуск»
На войну Алексей попал в 18 лет. В 1985 году бронь со студентов была снята, и он, окончив первый курс на тот момент еще Витебского мединститута, вместе с полусотней однокурсников отправился «в академический отпуск в связи со службой в рядах Вооруженных Сил».
– Призывная комиссия уже в 9-м классе определяла, кто и где из будущих призывников будет служить, – рассказывает Алексей Волков. – Но о том, что я «направлен» в Афганистан, мне не сказали.
В столичной «учебке» Алексея обучали ремонтировать противотанковые ракетные комплексы (ПТУРС), профессию студент-медик освоил на «отлично» и был практически уверен, что его отправят на Кубу. В эту страну формировали взвод из политически подкованных и грамотных юношей. И только во время последней медицинской комиссии выяснилось: вместе с шестнадцатью товарищами он летит в другую страну.
Осенью 1986-го с двухнедельной пересылкой в Чирчике ребята оказались в самом сердце афганской войны.
– Страшно было, пожалуй, только первый месяц, потом привык, успокоился, – вспоминает врач. – Другого выхода нет, когда осознаешь, что служить тебе еще долго. Да и здоровое чувство юмора спасало. Пока болел и лежал в госпитале, написал, например, полуавтобиографичную поэму «Евгений Онегин. Афганский вариант».
Кстати, стихи он писал всегда. В Афгане – веселые, по возвращении больше горькие и остро правдивые. В 1997 году вместе с друзьями создал группу «Набат», исполняли патриотические песни, на фестивалях в России и Украине становились обладателями Гран-при, пели за Полярным кругом, в Молдове, на Дороге жизни в Ленинградской области… Стихи появляются и сейчас, но песнями их делают другие люди, «Набат» уже не существует.
Ребят, с которыми он прилетел в Афганистан, Алексей больше не встретил, их распределили по разным частям. Он попал санинструктором в 180-й мотострелковый полк в Кабуле, где начальником штаба был знаменитый Руслан Аушев. Молодой медик обслуживал заставы. Бывало, помогал не только своим. Алексей вспоминает, однажды афганскому ребенку осколок повредил зубы, пришлось стать стоматологом и извлечь их остатки.
Полевая практика студента
В 1988 году начали готовиться к выводу войск из Афганистана. Гражданские специалисты покидали страну, в том числе увольняли и работников госпиталей. Тогда на их места подыскивали санинструкторов, которые могли бы занять освободившиеся должности. Так за полгода до дембеля Алексей Волков оказался в инфекционном госпитале. И только оттуда сообщил родителям, что все это время находился на войне.
– Мы часто говорим о боевых потерях. Но смертей от инфекционных болезней тоже хватало. В Афганистане мы столкнулись с заболеваниями, некоторые из них для нас здесь неизвестны, – рассказывает собеседник. – Ребята умирали от тяжелых тифов, гепатитов, малярии.
Была у молодого медика и особая миссия. Он и его коллеги собирали информацию для Центрального военного госпиталя имени Бурденко в Москве. Благодаря предоставленным данным появилось несколько научных работ. Позже, проходя обучение в Москве, Алексей Волков встретился со старшим коллегой, тот показал свою диссертацию и поблагодарил за вклад в нее.
Когда спустя два года Алексей вернулся в Витебск на учебу, то понял: многое подзабыл, теорию пришлось штудировать основательно. Но полевая практика даром не прошла.
– Помню, как на 2-м курсе, когда у нас была пропедевтика, я выставил диагноз малярия, – улыбается он. – В 1989 году к нам попал военнослужащий с непонятной лихорадкой, он вместе с дивизией недавно прибыл из Афганистана. И никто не мог понять, что с ним. А я сразу узнал клинику этой болезни – температура, холодный пот и другие признаки, которые видел не раз в госпитале. Анализ крови на толстую каплю подтвердил мои предположения.
Присягнув Родине
Когда в Витебске открылся Республиканский центр медицинской реабилитации воинов-интернационалистов (сейчас – Витебский областной клинический центр медреабилитации для инвалидов и ветеранов боевых действий на территории других государств), его главным врачом стал Станислав Говорушкин, также выполнявший интернациональный долг в Афганистане. Он стремился и штат учреждения по возможности формировать из бывших воинов-«афганцев». Алексей Волков как раз окончил интернатуру. В центре он проработал 15 лет, проходил обучение в Санкт-Петербурге и Москве. Но потом понял, что нужно подналечь на ультразвуковую диагностику, а это возможно только в условиях больницы.
Затем были 10 лет практики во 2-й городской больнице Витебска. Сейчас Алексей Волков – врач ультразвуковой диагностики Витебского областного клинического центра пульмонологии и фтизиатрии. Вручая ему грамоту в канун годовщины вывода войск из Афганистана, председатель областной организации профсоюза работников здравоохранения Владимир Плыткевич особо подчеркнул высокий профессионализм доктора, а еще умение передать свой опыт младшим коллегам.
– Последнее время я стараюсь не афишировать, что служил в Афганистане. В том числе и потому, что к этой войне до сих пор неоднозначное отношение. Но знаю: те, кто был там, остались верны присяге. И делали то, что было нужно нашей Родине. А значит, защищали ее, – говорит собеседник.
С опозданием почти в несколько десятилетий Алексей Волков получил боевую награду. В 2010 году нашлись утерянные наградные документы, из которых врач узнал: он и еще 16 воинов-интернационалистов были награждены орденом Красной Звезды. Награду герой получал в Витебском военкомате.
Сейчас всю свою душу Алексей вкладывает в медицину, он не привык работать плохо. Спасая жизни и выполняя свой долг, снова защищает интересы Родины.
Виктория ДАШКЕВИЧ, фото автора