Александр Лукашенко: «Пора от слов перейти к делу»
Есть ли польза от климатических саммитов? Александр Лукашенко принял участие в последнем из них, прошедшем в Баку, и дал откровенную оценку увиденному.
Одни саммиты посвящены войне и миру, другие – экономике и финансам, третьи – коалициям и геополитике. Но на некоторых встречах в верхах политики вспоминают о самом главном: что планета Земля – наш общий дом, а от экологии напрямую зависит будущее человечества. Еще одна отличительная особенность таких международных встреч – почти нулевая эффективность. Пафосная говорильня. На что прямо указал Президент Беларуси во время очередного саммита по борьбе с изменением климата, прошедшего на этой неделе в Баку. Выступление Александра Лукашенко и комментарии журналистам были обличительно хлесткими.
С климатом стало только хуже
Зная принципы работы белорусского лидера, нетрудно догадаться, почему Александр Лукашенко был склонен к критике.
Главная причина заключается в том, что Президент не из тех, кого впечатляют воздушные замки обещаний и лозунгов, ему нужны действия и конкретный результат. Работайте, дайте результат! Эти требования – как ручной стартер, которым Александр Лукашенко старается завести, расшевелить людей. Всегда и везде. Будь то разговор с работниками фермы или завода, будь то совещание с министрами во Дворце Независимости.
Такой же принцип он практикует в международной деятельности. Показательно совещание, прошедшее в декабре прошлого года по итогам зарубежных визитов Президента. Тогда Александр Лукашенко дал четкое указание министру иностранных дел, вице-премьерам и в целом правительству касательно работы с коллегами из других стран: «Нам не нужны туристические поездки. Нам нужны решения конкретных вопросов». То есть для начала – дорожные карты, а потом обязательно рост товарооборота. Желательно с положительным сальдо: чтобы Беларусь продавала больше, чем покупала.
И вот он, саммит по борьбе с изменением климата. Пожалуй, если бы проводился чемпионат по пустословию, то этот форум точно вошел бы в тройку призеров. Конечно, Александру Лукашенко подобный расклад не нравился.
Первыми об этом узнали азербайджанские журналисты, которые устроили экспресс-интервью белорусскому лидеру сразу по его прилете в Баку.
– Ничего не меняется. Наоборот, все хуже и хуже. И те страны, которые должны прежде всего заниматься сокращением выбросов, они это, к сожалению, не делают. И просвета в этом плане не видно. Поэтому встает вопрос об эффективности подобных мероприятий. Я считаю, что они малоэффективны, – сказал как отрезал Президент Беларуси.
Секундомер у трибуны
Для столь важного мероприятия был выбран довольно странный регламент. Отвечая позже на вопрос журналистов об общем впечатлении, Президент Беларуси был категоричен: «Отвратительное. Я сказал тезисно, потому что из-за махрового бюрократизма Секретариата ООН это все бесполезно. Ну что за три минуты скажешь…» Действительно, что за формальность: надо рассказать о предпринятых в стране мерах, оценить экологическую ситуацию в мире, подвести итоги общей работы и внести собственные предложения – а на все про всё 180 секунд.
Впрочем, Александр Лукашенко справился. Причем еще успел ткнуть носом западных лидеров, которые проигнорировали саммит.
– Здесь очень много говорили о том, кто сколько сделал по улучшению климата. Но я сравниваю последний период после предыдущего нашего саммита. Стало только хуже, – остудил хвалебный пыл выступавших ранее ораторов Президент Беларуси. – Война на Ближнем Востоке, война в Украине, война в Южном Йемене. Всего более 50 конфликтов в мире, которые жестоко влияют на климат на нашей планете. Так что, стало лучше? Кто стал платить за выбросы?
Следом – «горячий привет» политикам-уклонистам.
– Достаточно сказать, что сегодня те, которые так озаботились прежде улучшением климата, отсутствуют на этой конференции. Более того – саботируют. Встает вопрос: так какова же эффективность нашей деятельности на подобных саммитах? Когда-то президент Франции чуть ли не великим себя считал за Парижское соглашение. И где этот президент сегодня?
Неужели это не актуально? Вот наша эффективность – нашей работы. Так что рапортовать пока не о чем, – жестко заявил Александр Лукашенко, но и это было еще не все. – Те, кто сегодня думает, что пронесет, отсутствуя на этом саммите… Не пронесет! Шторм в Соединенных Штатах Америки, недавно Валенсия (речь о наводнении. – Прим. авт.) – погибли люди. Это говорит о том, как мы «улучшаем» наш климат.
Местоимение «мы» все же в большей степени касалось «их». Претензий к Беларуси, по мнению Президента, быть не может:
– Я это откровенно говорю потому, что мою страну упрекнуть в этом плане не за что. Мы жестко выполняем все обязательства, которые взяли на себя.
Беларусь готова делиться опытом
Что в итоге предложил глава государства? Из-за ограниченности во времени обозначил лишь три пункта.
Первостепенной задачей Александр Лукашенко видит необходимость перенастроить и адаптировать к новым условиям национальные экономики, прежде всего сельское хозяйство. Беларусь, по его словам, активно этой темой занимается и готова делиться опытом.
Во-вторых, надо обеспечить развивающимся странам равный доступ к «зеленым» технологиям без ущерба для их национальных интересов. Причем сделать так, чтобы они в результате этой помощи «не попали в кабалу». Александр Лукашенко подчеркнул: нужно отменить все, что мешает международной торговле технологиями и обмену передовыми практиками.
Третье предложение касалось инноваций. Точнее, розовых очков, через которые на них смотрят:
– Мы сегодня уже столкнулись с ситуацией, когда новая продукция позиционируется как более экологически безопасная альтернатива. Но в то же время наносит не меньший вред. Объективно нужны новые подходы к комплексной оценке потенциального воздействия инноваций на окружающую среду на протяжении всего жизненного цикла данной продукции.
…Время вышло. Жаль, потому что Александр Лукашенко мог хорошо высказаться по поводу загрязнения атмосферы. Он сделал это позже в окружении журналистов.
– Кто больше всего производит – англосаксы. Где они? Их нет. Где господин Макрон, который так пиарился на повестке этой – Парижское соглашение. Где он? Его сегодня нет даже. Они наплевательски к этому относятся. А это (саммит. – Прим. авт.) – просто говорильня очередная, – подвел черту белорусский лидер.
Хотя нет. Еще у трибуны в большом зале Президент Беларуси сказал слова, которые могли бы целиком и полностью заменить собой итоговый документ саммита:
– Эти и другие направления требуют консолидации международных усилий. Не на словах, а на деле. Пора от слов перейти к делу. И тот, кто должен платить, должен платить, а не отсиживаться у себя в кабинетах.
Олег ФЕДОРОВ
Фото БЕЛТА