ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
07 2018
17 января 2025 / ЭКСКЛЮЗИВ

Александр Храмой: «Мы должны гордиться своей историей»

Национальный исторический музей Республики Беларусь в ближайшие годы получит новое здание. Решение о его строительстве принял глава государства. Момент в том числе исторический. И речь не только о современном архитектурном облике, но и о внутреннем содержании, отражении пути белорусов к своей государственности. О новом взгляде на экспозицию, современных форматах и роли музея в жизни страны поговорили с его директором Александром Храмым.

  • – Президент обозначил задачи, которые должен выполнить музей. На чем будут сделаны основные акценты?

– Мы должны полностью объективно и беспристрастно подойти к нашей истории. Без приукрашивания событий и не умаляя достоинства белорус­ского народа, показать ее такой, какая она есть. Не скрывать никаких фактов. Не скажу, что такой подход кардинально поменял видение, но дал карт-бланш для раскрытия тем, которые раньше считались неудобными, в каком-то смысле несовременными или непопулярными. Сегодня благодаря решению Президента мы подходим к истории так, как ее чувствуем, как показывают предметы, которые храним у себя в музее. И нам важно, чтобы каждый белорус понимал: мы должны гордиться своей историей.

  • – Новое здание обещают сдать осенью 2026 года. Однако уже сейчас, как мы знаем, готовится наполнение будущих музейных залов. Что сегодня в центре внимания?

– Сформирована научная концепция экспозиции. В ее подготовке участвовали не только сотрудники нашего музея. Рабочую группу возглавил доктор исторических наук, профессор Вячеслав Данилович, а в состав вошли Игорь Марзалюк, Вадим Лакиза, Вадим Гигин. То есть проделана очень большая серьезная работа на высоком уровне. Дана четкая научная основа по каждому периоду: что будет отражено и как показано. Сейчас работаем над визуализацией. Говоря на музейном языке, делаем тематико-экспозиционный план. Отбираем предметы из наших коллекций, смотрим, нуждаются ли они в реставрации, определяем, какие нужно закупить, для каких сделать муляж либо показать через инфокиоск. Работа эта незаметная, но очень важная для того, чтобы, когда начнется музеефикация, своевременно все визуализировать. Показать так, чтобы экспозиция была интересной и позволяла окунуться в атмосферу нашей истории.

В основном, конечно, ориентируемся на школьников. Сегодня это самая важная для нас часть целевой аудитории. Подрастающее поколение должно через музей получить осяза­емую основу своих знаний по истории страны и патриотические ощущения. Задача не в том, чтобы сделать экспозицию по разделам школьной программы, а чтобы она могла помочь учителю и чтобы в музее в том числе было легко проводить урок истории. Сейчас как раз у нас такой дискуссионный период, когда идут жаркие споры относительно места определенных артефактов и того, как они между собой могут сочетаться.

  • – Сегодня фонды исторического музея – это полмиллиона предметов, самое большое собрание в нашей стране. А как насчет раритетов?

– Разумеется, они есть. Например, предмет первой категории – пояс Витовта или редчайшая коллекция нумизматики, которая есть только у нас. Безусловно, музей обладает специфическими предметами, которым и Эрмитаж бы позавидовал. Однако, когда делаем выставочный проект, экспозицию, для нас важно, как эти предметы между собой связаны. Поверьте, даже мелочь может быть уникальной, если на нее правильно обратить внимание. Дело не в категории музейного экспоната. Например, если у одного человека есть орден, а у другого – нет, значит ли это, что второй менее интересен как собеседник? Так и здесь. Мало просто показать предмет. Нужно представить его так, чтобы наши посетители понимали, как он использовался в свое время и почему попал в фонды.

  • – Как считаете, музею следует прислушиваться к мнению общества о том, что должно быть в экспозиции? Привлекать больше внимания, в том числе чтобы зарабатывать?

– Через выставочную деятельность мы как раз проводим мониторинг, смотрим, какая тематика среди населения наиболее востребована, чтобы понять запрос общества. Но мы не идем исключительно у него на поводу. Это скорее взаимное соприкосновение интересов, за счет которого мы стараемся быть актуальными в обществе. Музей должен зарабатывать, но это не главная его задача. В первую очередь он – идеологическая площадка, на ней мы должны диктовать обществу наше видение, чтобы показать общегосударственную задачу. Наша цель – быть всегда на острие политического момента. Постоянно показывать правду: где, в конце концов, и мир не прав и в чем правота нашей позиции на международной арене в том числе. Другое дело, что мы стараемся воплощать такие выставочные проекты, которые бы являлись уникальными. Вместе с частными коллекционерами показываем предметы, которые нигде больше не увидишь. Делаем экспозиции, связанные с событийным календарем страны.

  • – Какими современными вещами пополняются фонды сегодня, чтобы в будущем отразить нашу эпоху?

– В первую очередь стремимся сохранять то, что выпускается, производится на территории страны, все основные документы, которые влияют на ход нашей истории. В том числе собираем фотографии и многое другое. Отчасти ведь это вопрос философский. Что касается современности, всегда говорю сотрудникам: представьте, что вы должны улететь в будущее или в прошлое, сюда уже не вернетесь. И перед вами стоит задача взять с собой предметы, чтобы рассказать о своем времени. Место в космическом корабле ограничено. Вот и думайте. Но здесь есть и другой аспект.

Мы живем в цифровую эпоху. С точ­ки зрения сохранения памяти – это очень хрупкое время, она может исчезнуть в один момент. Если, например, XIX или XX век хорошо можно раскрыть через живописные полотна, письма, книги, то сейчас главное место занимают телевидение, радио, интернет. Даже личная перепис­ка давно ушла в SMS и сообщения в мессенджерах. Их пишут, читают, сразу же уничтожают, и так стирается целая культура общения. Еще одна проблема – бесконечный поток информации. Как определить, что конкретно нужно сохранять? К тому же предполагается: музейный предмет – это на тысячелетия вперед. Он не может исчезнуть сам по себе. Потому опираться исключительно на цифровые источники очень трудно, от хранителей здесь меньше всего что-либо зависит. Сегодня данную проблему поднимают во всем мире. Она активно обсуждается на международных площадках.

  • – Об этом в числе прочего говорили и на недавнем симпозиуме в Москве «Электрон­ная культура. Музей будущего», куда вы были приглашены в качестве одного из экспертов. За последнее время музей не раз представлял свои наработки на международных конференциях. Свидетельствует ли это, что у нас сформировалась сильная школа музееведения и белорусский опыт интересен? Чем именно?

– Прежде всего, системным подходом к изучению предметов и периодов времени, тем, как у нас ведется исследовательская работа. Надо отметить, что как раз за годы независимости эта школа и сложилась. В Беларуси большое внимание уделяется музейному делу. Благодаря тому, что наш Президент лично участвует в данной теме, могу сказать, что мы идем в прогрессивных направле­ниях, в том числе и в создании нового национального исторического музея. Этот опыт в целом будет уникальным.

Наталья КОВАЛЕВА
Фото Ирины ДОЛМАТ и Валерия КАРТУЛЯ