Беда без инструктажа
Молодой специалист лишился руки после трудоустройства в одну из частных организаций Могилева. Он осваивал деревообрабатывающий станок, трагедия случилась в момент подачи доски.
Вина нанимателя доказана: нарушена техника безопасности – плотника допустили к работе без инструктажа.
Окончив профильный колледж, Степан Давыденко (имя и фамилия изменены по этическим причинам. – Прим. авт.) работал по распределению. Профессию выбирал сознательно и останавливаться на обязательной годовой отработке не собирался. К несчастью, одно неловкое движение перечеркнуло планы на будущее. Больница, ампутация руки до локтя, гангрена, депрессия – парень с трудом представлял дальнейшую жизнь.
Долг в придачу
Вынося заключение о состоянии здоровья Давыденко, медико-реабилитационная экспертная комиссия установила 60% потери его трудоспособности и выдала индивидуальную программу реабилитации работника с инвалидностью. К сожалению, в колдоговоре частной организации не прописана материальная компенсация за утрату трудоспособности в результате несчастного случая на производстве.
Состояние Степана усугубилось еще и после новости о том, что руководитель «пожалел» потерпевшего, без личного согласия и заявления переведя работника в кладовщики.
Однако в организации не учли, что новая должность не соответствует специальности, указанной в его направлении на работу. Вот так парень остался не только с трудовым увечьем, но и с огромным долгом за обучение. Сумма немалая, ее предстояло возместить в республиканский бюджет в короткие сроки. К тому же такой итог обернулся для Давыденко лишением еще одной законной выплаты.
– При проведении планового мониторинга соблюдения трудового законодательства в отношении работников, получивших производственные травмы, на этом предприятии установлены грубые нарушения, – комментирует ситуацию главный правовой инспектор труда Могилевской областной организации Белорусского профсоюза работников леса и природопользования Дмитрий Мордачев. – По моей рекомендации наниматель отменил приказ о переводе Степана в кладовщики. С работником расторгли трудовой контракт по п.3 ст.42 Трудового кодекса. Это позволило выплатить Давыденко выходное пособие в размере двухнедельного заработка (около 500 рублей).
Свободный диплом
Кроме того, изучая документацию, правовой инспектор обнаружил, что при расчете отпуска из рабочего года молодого специалиста наниматель почему-то исключил период его временной нетрудоспособности. Иными словами, в отпускные не вошли дни, когда работник был на больничном. За неучтенные 9 дней Степану не доплатили около 400 рублей. Плюс от обкома профсоюзов парню единовременно выплатили материальную помощь – 370 рублей.
– Нам удалось решить сразу четыре задачи, – подводит итог Дмитрий Мордачев. – Работнику выплатили выходное пособие в размере двухнедельного заработка и компенсировали дни, не вошедшие при расчете за трудовой отпуск. Теперь молодого человека освободили от обязанности возмещения в бюджет средств, затраченных на его подготовку в колледже. К тому же достигли договоренности с нанимателем и взяли на контроль решение об обязательном трудоустройстве Давыденко в эту же организацию. Произойдет это сразу после того, как колледж представит справку о свободном трудоустройстве молодого специалиста.
В ближайшее время Степану предстоит долгий путь реабилитации и протезирование. Тем временем профсоюзные специалисты помогают ему подготовить иск в суд о взыскании денежной компенсации морального вреда с владельца источника повышенной опасности, а также утраченного заработка.
Виктория БОНДАРЧИК
Коллаж Татьяны ЧЁРНОЙ