ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
36 /1995
15 декабря 2023 / За кадром

Билет на душевное кино

Режиссер «Беларусьфильма» Кирилл Халецкий в свои 23 года уже снял полнометражную картину. Премьерой его дебютной ленты «Киношники» в этом году открывали XXIX Минский международный кинофестиваль «Лістапад». А с 14 декабря в преддверии 100-летия белорусского кино она вышла в широкий прокат. В канун Дня белорусского кино поговорили с Кириллом о фильме, отечественном кинематографе и творческих планах.

«Дорога» в киношники

  • – К выпуску из Академии искусств (для читателей уточним, что это прошлый год) у вас уже был приличный бэкграунд. Заявившие о таланте автора короткометражные картины «Дорога» и «Однажды была Земля», победы на национальных и международных фестивалях, трижды премия специального фонда Президента. Однако полный метр да еще и на государственные деньги – совсем другая история. Существует мнение, что молодому специалисту нужно прежде поработать несколько лет на небольших проектах, повзрослеть, приобрести жизненный опыт. У вас все получилось очень быстро. Как?

– Думаю, помогло, что в Министерстве культуры к тому времени уже витало: Кирилл Халецкий, Академия искусств, награды. Перед распределением мне позвонил Владимир Михайлович Карачевский, тогда генеральный директор «Беларусьфильма», предложил экспериментальный вариант – направление в новое подразделение, студию молодежного кино, режиссером. Сказал, есть вероятность сделать полный метр. Для меня это было очень клёво, потому что в 22 года снять полнометражное кино – это… Честно, я вообще таких примеров не знаю. И мы практически сразу стали думать над сценарием. Через полгода заявился на конкурс, и мне выпала честь сделать дебютный полнометражный фильм по заказу Министерства культуры.

  • – Почему вы выбрали жанр комедии? Заставить зрителей смеяться гораздо сложнее, чем растрогать.

– Мне показалось, что в наше время как раз светлого, доброго, легкого не хватает. Киноэкраны переполнены драмами, трагедиями, фильмами-катастрофами. А хороших, качественных комедий совсем немного.

  • – Свои короткометражные ленты вы снимали для участия в фестивалях, другими словами – для искусства, а не с коммерческой целью. В одном из интервью сказали, что эти понятия всегда нужно разделять. Для чего «Киношники»?

– Здесь как раз все интересно. С одной стороны, заказ Министерства культуры, что дает меньше возможностей проявить себя как творца. С другой – дебют и попытка приблизиться к авторскому кино. Кстати, в фильме это читается. Какие-то сцены у нас чисто информативные, в них не очень много искусства, а какие-то, наоборот, – с упором на то, чтобы приблизиться к прекрасному. «Киношники» – это такой компромисс между зрительским и авторским кино, искусством и бизнесом.

Романтик по жизни

  • – Главный герой – молодой режиссер Коля, мечтающий снять свой фильм. Это и ваша история?

– На 100%. Над сюжетом мы работали вместе с моим другом Константином Бакулиным (второй сценарист. – Прим. авт.). Но идея «Киношников» моя. Подумалось, будет интересно показать всю эту кухню изнутри, то, что всегда остается за кадром. Главный герой – это я в начале пути. Когда только начинаешь, во всем сомневаешься, но очень хочешь сделать.

  • – Чье экспертное мнение для вас было наиболее важным?

– Мне очень повезло с художественным руководителем картины Иваном Павловым. Он действующий режиссер, сильный теоретик, драматург. Мы постоянно общались, он давал советы. Более того, через него ко мне дошли некоторые из наставлений Виктора Турова, он ведь был учителем Павлова. И вот как раз экспертное мнение Ивана Михайловича для меня очень ценно. Сценарий переписывали 12 раз, и было особенно здорово, когда на заключительном худсовете он сказал: «Самое главное – Кирилл не потерял романтизм».

  • – Работа над фильмом закончена, что дальше?

– Если «Киношники» хорошо пройдут в прокате, задумаемся над созданием второй части. Замах уже есть, синопсис написан. Сейчас главное – посмотреть, какие эмоции будут от картины, почитать отзывы зрителей, критиков, понять, нужно ли вообще продолжать. Хотелось бы вступить в сопроизводство с одной из российских платформ, чтобы этот проект стал еще масштабнее. Вселенная «Киношников» позволяет очень сильно разрастись. Это может быть и сериал, и полнометражный фильм, и приквел про советский кинематограф.

Есть много идей по другим сценариям. Мне очень симпатичен жанр трагикомедии. Было бы здорово его прощупать. И немало задумок в жанре драмы, но пока ищу формы их реализации. Возможно, если вернуться к 1960–1970-м годам – такой небольшой театральщине, может быть, гиперболе, метафоре – это понравится сегодняшнему зрителю. На просторах СНГ ведь не так много специалистов по компьютерной графике. Мы, например, не можем сделать классные спецэффекты. Поэтому, мне кажется, нужно брать тем, что у нас получается лучше всего, – чем-то родным, традиционным, что близко русскоязычному населению.

Свое наше кино

  • – Отечественную киноиндустрию нередко критикуют: выходит мало фильмов, снимают не то, не хватает хороших сценариев…

– На самом деле в Беларуси очень много молодых талантливых ребят. Мне кажется, просто недостаточно фестивальных площадок, где они могут себя реализовать. Условно, у нас есть «Лістапад», которого мы ждем целый год. Но даже в нем вот сейчас не было номинации «Короткометражное кино». Да, есть «Кино молодых», но эта форма от 52 минут. Она не подходит для короткометражки. А хочется показать свое кино в своей стране, чтобы тебя здесь заметили и оценили. Конечно, у нас есть такие мастера, как Александр Ефремов, Иван Павлов, Елена Турова, Игорь Четвериков, но и молодых хотелось бы привлекать больше, чтобы было много разноплановых картин. Думаю, мой опыт «Киношников» как раз открывает двери и для других молодых режиссеров.

  • – А как сделать, чтобы белорусские картины собирали залы?

– На мой взгляд, нужно менять отношение зрителей к своему кино. У нас есть золотые хиты, которые все знают. А вот классики последних лет мы пока не сформировали. В этом смысле мне симпатичен опыт китайского кинематографа. Он полностью независим от всего мира. Китайское кино смотрят только в Китае, и оно очень хорошо окупается. Начинают со школы: ученики классами раз в неделю ходят на отечественные фильмы. Наверное, нам не хватает чего-то такого. Если мы начнем со школьной скамьи прививать любовь к своему кино, показывать, что оно действительно у нас есть, это создаст интерес. Но должно пройти время.

  • – А каким вы видите себя, скажем, лет через десять?

– Более опытным, наверное. Не хотелось бы терять запал. И я точно продолжу снимать в Беларуси. Здесь много красивых мест. «Киношники» открыли для меня наших белорусских актеров. Их много, они талантливые. Просто не всегда можно попасть в типаж.

Очень бы хотелось не уйти в конвейер, каждому своему фильму уделять как можно больше внимания, чтобы он был частичкой души.

Наталья КОВАЛЕВА
Фото предоставлено «Беларусьфильмом»