ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
23 сентября 2022 / Актуально

Будущее – в зеркале истории

История развивается по спирали, но Беларусь не повторит ошибок 100-летней давности.

«Политика очень довлела над историей всегда», – отметил Президент Беларуси Александр Лукашенко на патриотическом форуме, посвященном Дню народного единства.

С этим тезисом трудно не согласиться. Еще на ум приходит перифраза «Историю пишут современники» (в оригинале – «победители», но в нынешних условиях ближе к правде все-таки измененный вариант). Причем не пишут, а искажают. Поэтому нам так важно самим разобраться с историей Беларуси, расставить акценты и защитить правду. Один из таких шагов – введение в список государственных праздников Дня народного единства.

Каша в головах

Многие помнят, как в период гласности стали активно менять местами черное и белое. Точнее, «красное» и «белое». С пеной у рта спорили, где герои и молодцы, а где злодеи и палачи. Вчера Михаила Тухачевского считали блестящим полководцем и одним из первых маршалов СССР, а сегодня называли «маньяком, утопившим в крови крестьянское восстание на Тамбовщине и Кронштадтский мятеж». Противник Тухачевского на полях Гражданской войны – Александр Колчак, наоборот, изначально изображался чудовищем во главе «буржуазно-монархической реакции», хоп! – и он уже истинный патриот, всамделишный «Верховный правитель России».

От персоналий перешли к событиям. Замахнулись даже на Великую Отечественную. И понеслось: «гитлеровцев закидали трупами», «Жуков – сталинский мясник, безразличный к солдатским жизням» и хрестоматийное «при немцах сейчас пили бы баварское пиво и на «мерседесах» разъезжали»…

На Западе в это время хохотали и хлопали в ладоши: «Ай да молодцы!» В глаза говорили о пользе переосмысления прошлого, а за спиной подкидывали дрова в костер: «Сожгите дотла!»

Заполыхало так, что мы вообще могли остаться без права называться победителями. Спохватились. В новой редакции белорусской Конституции прямым текстом говорится о необходимости сохранить историческую правду о Великой Отечественной войне.

Но это лишь начало. Многовековая летопись белорусского народа насыщена неоднозначными событиями, персоналиями, идеологиями. Мы же еще даже с ХХ веком не определились. По словам Александра Лукашенко, 100 лет назад «был такой замес в истории и каша на территории нашей Беларуси, что не только историкам, но и многим другим – политологам, юристам и государственным служащим – придется разбираться».

Неизбежность катастрофы

Взять хотя бы День народного единства. Почему его связали с 1939 годом, если белорусское национальное государство образовалось на 20 лет раньше?

…В 1918–1919 годах на наших землях слились созидание и хаос, мечты и разруха, мир и война. Время лихолетья, дал понять в своем выступлении Александр Лукашенко. Власть представляла собой лоскутное одеяло, которое само себя тянуло в разные стороны. При политическом раздрае даже большие государства рискуют стать жертвой чужих аппетитов, что уж говорить о юной республике. Едва ушли кайзеровские интервенты, пришли польские. «С позиции сегодняшнего дня мы видим неизбежность этой геополитической катастрофы в нашей истории», – так охарактеризовал Александр Лукашенко раздел Беларуси по Рижскому договору 1921 года.

Хотя находятся меркантильные персонажи, которые в унисон с рассуждающими о баварском пиве и «мерседесах» романтизируют период «за польскiм часам». Мол, жители западной части Беларуси за счет Польши давно могли бы стать гражданами Евросоюза. И тогда хоть в Копенгаген на трамвае, хоть в Лиссабон пешком.

Интересно, им что-нибудь говорит название «Береза-Картузская»? Концлагерь с изощренными пытками. Но это для инакомыслящих, а ведь еще были лагеря для десятков тысяч пленных красноармейцев. Может, вспомнить Скидельское восстание, когда польские жандармы не щадили ни стариков, ни женщин и детей? Запрет белорусских школ и вообще всего белорусского явно не способствовал развитию национального самосознания. Но если человек готов отказаться от своего рода ради безвиза – разве можно его переубедить? Это уже вопрос не истории, а морали.

Громоотвод молниеносной войны

Освободительный поход Красной Армии, который начался 17 сентября 1939 года, снова сделал едиными восточную и западную части Беларуси – отсюда и День народного единства. Вместе с тем Александр Лукашенко видит в этом более широкий идейный посыл: воссоединение белорусских земель тесно связано с победой в Великой Отечественной войне и с обретением суверенитета.

Для тех, кто забыл или не знает историю своей страны, – государственная граница БССР и Советского Союза проходила практически под Минском. В 1939-м Красная Армия отодвинула ее на три сотни километров западнее. Каким бы быстрым ни был блицкриг нацистов в начале Великой Отечественной, чтобы преодолеть это расстояние, требуется время. Пусть недели, пусть дни – но они дали возможность для передислокации войск, эвакуации мирного населения и промышленных предприятий, которые потом из тыла обеспечат «Всё для фронта, всё для Победы».

«Не было бы этого воссоединения, не было бы этого объединения белорусских земель, не было бы этого единства русского, белорусского, украинского и других народов, как минимум, если бы граница под Минском проходила тогда, Москва бы не устояла. Как минимум», – уверен Президент.

Если взятие Москвы – минимум, то легко догадаться о максимуме. Победа нацистской Германии над СССР означала бы полномасштабный геноцид славянских народов, который начинался в 1941-м. Белорусов бы просто не было. Как и суверенной Беларуси через полвека.

Издревле в центре событий

Выступление Президента в День народного единства по содержанию и выводам определенно стало продолжением урока, проведенного Александром Лукашенко 1 сентября. Та же структура: тесная связь прошлого с настоящим определяет и будущее страны.

Ведь что такое история Беларуси? Помимо великих свершений, личностей мирового масштаба и богатого культурного наследия, это еще череда войн и переделов, многочисленные попытки ассимиляции и геноцид. Почему так? Наша страна находится в самом центре Европы – на перекрестке Востока и Запада, Севера и Юга. Поэтому веками становилась полем великодержавных столкновений.

Беларусь – не плавучий остров, и к XXI веку не переместилась в более тихую гавань. Нет, мы все на том же перекрестке. Между тем сегодня только ленивый не провел параллель между событиями на рубеже XIX–XX веков и днем сегодняшним, подметил Александр Лукашенко. Крупнейшие державы вновь столк­нулись лбами.

История развивается по спирали, но для нас ситуация не совсем идентичная. Белорусская республика 100 лет назад была растерянной и беззащитной, сегодня – смелой и готовой постоять за свои национальные границы. Мы их удержим, уверен Президент Беларуси.

«Удержим потому, что в наших жилах течет кровь победителей, потому, что у нас сильная власть, сильная единая нация, – заверил Александр Лукашенко. – Потому, что мы просто хотим жить на своей земле, своим умом и растить своих детей».

Олег ФЕДОРОВ, фото БЕЛТА