ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
22 июля 2022 / Потребитель

Чего стоит дом обустроить

Ремонт – дело хлопотное и затратное, а если попадутся недобросовестные продавцы материалов и мастера – еще и нервное. Каким образом можно отстоять свои интересы в конфликте?

Отвечает начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инна ГАВРИЛЬЧИК.

«Черно-белая» спальня

  • – Заказали мебель для спальни, но по итогу цвет значительно отличается от того, который мы видели в проекте. Продавец не считает это нарушением договора – говорит, что все дело в настройках монитора и нашем восприятии цвета. Он прав?
  • Катерина, Гродно

– Оказание услуг (выполнение работ) по изготовлению мебели по индивидуальным параметрам потребителя регулируется Правилами бытового обслуживания потребителей (утверждены постановлением Совета Министров от 14 декабря 2004 г. № 1590). В соответствии с пунктами 119 и 120 этих правил к документу, подтверждающему заказ, прилагается эскиз изделия, подписанный потребителем и исполнителем. При приемке услуг потребитель обязан проверить соответствие конструкции, размеров, внешнего вида, облицовки, обивки и отделки изделий эскизу (чертежу, образцу), согласованному при оформлении заказа. При обнаружении недостатков он должен сразу заявить об этом исполнителю. Недостатки отражаются в документе, подтверждающем заказ (или ином документе, удостоверяющем приемку), с указанием даты приемки, а также удостоверяются подписями исполнителя и потребителя (п.32 правил).

Согласно п.1 ст.31 Закона «О защите прав потребителей», если услуга выполнена некачественно, то потребитель вправе потребовать (на выбор): безвозмездно устранить недостатки или оказать услугу повторно (если это возможно); соразмерно уменьшить установленную цену; возместить понесенные расходы по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.

Потребитель также имеет право расторгнуть договор об оказании услуги и потребовать возврата уплаченной за нее суммы, если недостатки не устранены исполнителем в сроки, установленные п.1 ст.32 упомянутого закона или договором, а также если обнаружены существенные недостатки услуги или отступления от условий договора, ухудшившие результат (ч.1 п.3 ст.31).

Кроме того, потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с некачественно оказанной услугой, и уплаты неустойки, если отступления от условий договора, ухудшившие результат работы, или иные недостатки выполненной работы не были устранены в установленный договором срок либо являются существенными (п.4 ст.31 Закона «О защите прав потребителей»).

При возникновении спора между потребителем и исполнителем о наличии недостатков и причинах их возникновения исполнитель обязан провести экспертизу выполненной работы за свой счет. Если в результате экспертизы будет установлено отсутствие нарушений со стороны исполнителя или причинной связи между действиями исполнителя и недостатками, то потребитель обязан возместить расходы на проведение экспертизы.

Цену фиксирует договор

  • – Оформила в строительном магазине заказ на плитку. Продавец сказал, что произвести оплату получится лишь по прибытии товара в наш город. Стоимость тоже будет определена позже. Это правомерно?
  • Ольга, Островец

– Если не был заключен договор купли-продажи, то продавец прав. Согласно п.25 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания (утверждены постановлением Совета Министров от 22 июля 2014 г. № 703), договор считается заключенным с момента выдачи покупателю платежного документа, который подтверждает оплату товаров, продукции общественного питания, если иное не предусмотрено законодательством или договором. Таким образом, момент оформления заказа на плитку не является заключением договора розничной купли-продажи и стоимость товара может быть изменена продавцом.

Вместе с тем продавец обязан свое­временно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о предлагаемых товарах, в том числе о цене и условиях оплаты, если эти условия отличаются от обычных (п.2 ст.7 Закона «О защите прав потребителей»).

  • – После ремонта у нас осталось несколько рулонов обоев. Упаковка не нарушена, есть чек. Магазин примет их обратно?
  • Александр, Гродно

– Да. В соответствии со ст.28 Закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе вернуть товар надлежащего качества или обменять его на аналогичный в течение 14 дней, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства, а также если он не входит в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату (утвержден постановлением Совета Министров от 14 июня 2002 г. № 778). По общему правилу, согласно п.2 указанного перечня паркет, ламинат, пробковый пол, настенная пробка, керамическая и керамогранитная плитка, обои не подлежат обмену и возврату. Вместе с тем из данного правила есть исключение: если перечисленные товары упакованы в герметичную (вакуумную) потребительскую упаковку, а также в упаковку, обеспечивающую возможность установить, что он не был в употреблении, потребитель может их вернуть. Количество возвращаемого товара может отличаться от количества приобретенного.

Люстра «сложного» назначения

  • – Покупала люстру. Попросила продавца проверить ее исправность. Но он ответил отказом: сказал, что в случае неполадок я смогу вернуть товар. Продавец поступил правильно?
  • Виктория, Гродно

– Согласно п.60 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания люстры входят в подгруппу «электроосветительная арматура» и являются технически сложным товаром бытового назначения. В соответствии с пунктами 63 и 64 указанных правил такие товары должны демонстрироваться в собранном и технически исправном состоянии. По требованию покупателя продавец должен ознакомить его с устройством и действием товаров. Товары, не требующие специального оборудования для подключения, демонстрируются в действующем состоянии.

В присутствии покупателя должна быть произведена проверка качества и комплектности, наличия установленных изготовителем принадлежностей и документов (инструкция по эксплуатации, технический паспорт или иной заменяющий его документ с указанием наименования продавца, даты и места продажи, а также других реквизитов, предназначенных для заполнения продавцом). Документы передаются покупателю вместе с товаром.

Подготовила Елена КАЯЧ
Фото из открытых интернет-источников