Чем пахнет протест
На этой неделе фермеры вывалили на площади немецких городов тонны навоза. Тем самым в доступной форме показали, что придется разгребать правительству Олафа Шольца. Впрочем, в этой куче аргументов чувствуется дурной запашок от работы большинства европейских политических элит, которых проблемы чужих стран волнуют больше, чем интересы собственных граждан.
Трактором по реформе
А давайте урежем льготы на топливо для аграриев и пересмотрим налоги на сельхозтехнику, решили в кабинете министров Германии. Взяли на вооружение постулат Брежнева: экономика должна быть экономной. Успели даже подсчитать, сколько миллионов евро из федерального бюджета удастся сберечь на сокращении господдержки фермеров.
Но сами фермеры к действиям политиков по заветам Леонида Ильича отнеслись резко отрицательно. Первым возмущение сельского люда чуть не познал на себе вице-канцлер: когда Роберт Хабек возвращался на пароме из отпуска, на причале его встречала разъяренная толпа. Полицейским пришлось разгонять перцовым газом желающих высказать второму человеку в немецком правительстве все, что они думают о новой аграрной политике.
Паром с вице-канцлером в итоге нашел другое место для швартовки, но это была лишь преамбула фермерского бунта. С 8 января началась масштабная забастовка, причем сразу с расчетом на всю предстоящую неделю. В разных частях Германии сеять гнев и пожинать бурю вышли примерно 130 тысяч человек. Точнее, выехали – около 100 тысяч тракторов и иной сельхозтехники блокировали движение на улицах и автобанах. Добрались даже до Бранденбургских ворот неподалеку от правительственного квартала. Посыл простой и понятен каждому, у кого есть холодильник: «Нет фермеров – нет еды – нет будущего». Общество, даже несмотря на возникшие транспортные неудобства, согласилось с протестующими – забастовку представителей аграрного сектора поддержали примерно 70% немцев.
Канцлера к ответу!
Угля в топку социального взрыва подбросили железнодорожники. У них для остановки поездов были свои причины: в прошлом году истек срок тарифного соглашения между руководством «Дойче бан» (основного железнодорожного оператора Германии) и профсоюзом машинистов. Переговоры о новом документе зашли в тупик. Предупредительные забастовки проводились в ноябре и декабре. Нынешняя вроде бы плановая, но уж очень хорошо совпало – под шумок выступлений фермеров куда громче звучат требования повысить зарплату в своей отрасли.
Но вернемся на поля аграрного протеста. Он глубже, чем возмущение ценами на дизтопливо. Люди недовольны канцлером и его кабинетом министров. Об этом свидетельствуют самодельные плакаты с перечеркнутым светофором. Здесь требуется пояснение. Фонарь с красными, зелеными и желтыми стеклами для регулирования движения считается в Германии символом нынешнего правительства – по аналогичному сочетанию партийных цветов коалиции.
Да и сам канцлер тот еще регулировщик. Что ни сделает – все во вред рейтингу. На прошлой неделе влиятельное немецкое издание «Бильд» предположило, что Олаф Шольц может уйти со своего поста уже в этом году до окончания срока полномочий. Сам он еще хорохорится на публике, но из бундестага «ползут плохие слухи».
Казалось бы, нам-то какое дело до политического кризиса и положения дел в сельском хозяйстве Германии? Однако немецкие фермеры плугом забастовки выковырнули общеевропейскую проблему.
Эхо чужой войны
На одном из плакатов протестующих была надпись: «Мир пахотным полям, война военному бюджету». Понятно, что под этим подразумеваются безмерные финансовые вливания в конфликт в Украине во вред собственным нуждам.
Сколько там министры хотели сэкономить на фермерах? Примерно 480 миллионов евро в год. Огромная и заманчивая сумма, конечно. Однако вспомним гордый отчет Олафа Шольца в октябре прошлого года: общий объем помощи Берлина Киеву с февраля 2022-го составил 24 миллиарда евро. Теперь достаем калькуляторы – ровно в 50 раз больше! Другими словами, немецкому правительству этого хватило бы на полвека, исходя из субсидий аграриям. Но за такой подход на саммитах не похвалят.
Власти Германии, как и всего Евросоюза, в своих действиях исходят из идеологических установок, которые все больше смахивают на карикатуры времен «холодной войны». Причем прилагательное «холодный» теперь можно использовать в прямом смысле. Накануне отопительного сезона чиновники Германии проводили учения кризисного штаба в условиях дефицита топлива – как бы не окочуриться зимой без российского газа. Видимо, запасы норвежского успокоили.
А то, что производственники жалуются на убытки из-за роста цен на энергоносители, требуют тратить бюджетные деньги не на чужую войну, а на собственную экономику, – для политиков это фоновый раздражитель. И будут они гнуть свою линию, пока не вляпаются в кучу, любезно привезенную для них с близлежащих ферм.
Олег ФЕДОРОВ, коллаж автора