ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
21 сентября 2023 / Наш край

«Цунами» на Дубровенке

В оккупированном фашистами Могилеве 81 год назад произошла катастрофа, которая стала одной из самых масштабных по потерям в истории БССР. Никто и представить не мог, что речушка Дубровенка, которую в жаркое лето курица вброд перейдет, по весне устроит «цунами» и унесет жизни почти 2 тыс. человек.

10 апреля 1942 года импровизированная городская дамба не выдержала: огромная волна высотой 8 метров со скоростью курьерского поезда прорвала железнодорожную насыпь и понеслась в сторону Быховского рынка по направлению к Днепру. К несчастью, была пятница – базарный день. Мощным потоком смыло торговые ряды со всеми посетителями. В течение 20 минут образовался пустырь – близлежащих домов как и не бывало.

В ледяном водовороте

Люди, стоявшие на горе в районе нынешнего парка имени Горького, позже рассказывали, как по реке плыли огромные бревна и деревянные постройки. Сотни горожан оказались в ледяном водовороте. Гористый могилевский рельеф не давал потоку растекаться по поверхности и терять силу. Все произошло настолько быстро, что спастись удалось единицам.

О том, как бушующая стихия сметала все на своем пути, в гос­архиве области сохранились воспоминания очевидцев. Так, Людмила Якубовская, которой на момент трагедии было 11 лет, рассказывала, будто перед потопом по местному радио предупреждали об опасности и советовали покинуть свои дома тем, кто живет в районе Дубровенки. Однако никто не придал этому значения.

– В тот день мы побежали смотреть на разлив воды, – вспоминала Людмила Иосифовна. – Стояли прямо на железнодорожных путях, когда услышали глухой взрыв. И вдруг весь песок, земля, вся насыпь под рельсами поехала в стороны под напором воды. Рельсы повисли, как канатная дорога. Мы бросились бежать… В наводнении погибла моя подружка, ровесница Маня. Она прыгнула в воду за братьями, и ее затянуло под льдину. Я видела, как плыл их дом, из трубы шел дым, а пожилые родители выглядывали из окна…

 


Осенью 1941 года рядом с местом наводнения находилось еврейское гетто, где погибло 10 тыс. человек. Говорили, будто в потопе есть мистический смысл – река видела много смертей и ее переполнили людские страдания. Многие верили, что цунами стало реакцией матушки-природы на жестокость людей.


 

Владимиру Данилову в 1942-м исполнилось всего 10 лет, но он на всю жизнь запомнил, как громадные льдины ударяли по зданиям, дома ломались на куски, люди падали в реку и тонули. Даже каменную баню смыло. Там было много людей. Только нескольким удалось выскочить, потом вода захлопнула дверь. Погибли все.

Чудом выжившие и те, кому повезло не находиться в эпицентре «Могилевского цунами», рассказывали об ужасных разрушениях и сотнях утопленников: мужчины, женщины, младенцы в пеленках – стихия никого не пощадила. В течение двух недель ниже по Днепру находили их тела, собирали и переносили в торговый павильон того самого пострадавшего Быховского рынка.

Без крова, под оккупацией

Увы, свидетелей тех событий уже нет в живых. Многие наши современники, особенно молодежь, до сих пор не знают, что происходило в городе более 80 лет назад.

В 2019 году могилевские историки провели для них первую экскурсию «По следам потопа».

Все, кто присутствовал на той встрече в пойме Дубровенки, узнали, что железнодорожную линию, пересекающую реку в районе Карабановки, проложили в городе еще в начале ХХ века. Кстати, в низине до наших дней сохранились гранитные остатки мостовых быков времен Николая II. Самую высокую и красивую опору нынче приспособили под свои тренировки местные скалолазы.

А в прошлом веке еще до революции по этой железной дороге царский поезд попадал в могилевскую ставку. Говорят, на остановках царевич выходил, играл с местными детьми.

С годами паровозы становились мощнее, составы – тяжелее. Мост не был рассчитан на такую нагрузку – и в 1935-м принялись за строительство более современной дороги. Для этого соорудили земляную насыпь, а Дубровенку «провели» сквозь нее через бетонную трубу.

– При обороне города в июле 1941-го трубу повредили, – говорит краевед Олег Дьячков. – Немцы, войдя в город, приступили к ремонту пути по насыпи, чтобы пустить эшелоны на восток. И засорили трубу еще больше. Низина начала заполняться водой. Образовался пруд, его глубина постоянно увеличивалась. А весной с таянием снега уровень воды достиг критического. Когда угроза наводнения стала очевидной, попытались восстановить пропуск воды. Работы затянулись, а 20 февраля комендант железнодорожного узла и вовсе их запретил, сославшись на то, что ремонт угрожает движению поездов по насыпи: «1 апреля у меня будет готов мост, а тогда, что будет с дамбой, меня не касается…»

Оккупационные власти не беспокоились о безопасности жителей города – и разразилась катастрофа, уничтожившая 129 домов. Она была столь жуткой, что фашисты решили выделить материальную помощь потерпевшим. В отчете о работе отделов городского управления, датированном июнем 1942-го, есть запись: «17 пострадавшим от наводнения семьям выделено 22 килограмма гречки, 32 килограмма ячменя, 20 яиц».

– Ни мы, ни соседи, оставшиеся без крова, ничего не получили, – рассказывала местная жительница Галина Ивашненко (на момент катастрофы ей было 15 лет. – Прим. авт.). – На засыпанных песком огородах ничего не росло. Наша семья выжила благодаря тому, что продавала на базаре коричневую соль, которую находила на кожзаводе. Нам помогали родственники с другого конца города. Соседей тоже приютили их близкие.

***

Люди опять стали застраивать берега реки только после войны. Сейчас в этом месте зона отдыха. По берегам идут улицы – Правая и Левая Дубровенка. Однако до сих пор в этих местах нет ни мемориальной таблички, ни знака в память о жертвах наводнения.

 


  • – Почему трагедия, унесшая жизни сотен могилевчан, замалчивалась в советское время?


– Возможно, из-за неоднозначной трактовки причин катастрофы, – предполагает краевед Олег Дьячков.

Виктория БОНДАРЧИК
Фото из открытых интернет-источников