Дело техники. Безопасности
Что усложняет охрану труда в школе и детском саду? Здесь нет профильного специалиста, а в бюджете – статьи расходов на СИЗ.
Школа – это не только классы с партами, но и пищеблок с кухонным оборудованием, учебные мастерские, спортзалы, игровые площадки.
Но ни в школах, ни в детсадах в штатном расписании нет профильного специалиста, а в бюджете – статьи расходов на СИЗ. Что еще, по мнению профсоюза, усложняет здесь охрану труда?
– Охрана труда в учреждениях образования и безопасность учащихся всегда стоят рядом. В Кодексе об образовании прописано, что все педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса, а руководитель должен создать безопасные условия и для учителей, и для учеников, – подчеркнула главный технический инспектор труда Белорусского профсоюза работников образования и науки Марина Лесун на VII пленуме Центрального комитета.
«Мелочи» профилактики
Специалист озвучила цифры: за 9 месяцев года 9 главных технических инспекторов труда отраслевого профсоюза провели 82 плановые проверки и 435 мониторингов соблюдения законодательства. Выявили более 3 тыс. нарушений и выдали нанимателям свыше 500 представлений, рекомендаций и справок. Кроме того, во время летних каникул 198 нарушений выявлено по результатам обследования 46 детских оздоровительных лагерей.
490 случаев детского травматизма произошло во время образовательного процесса за 9 месяцев 2023 года.
– Учитывая неутешительную статистику детского травматизма – 490 случаев за 9 месяцев, особое внимание профсоюз уделял состоянию технологического оборудования в школах и лагерях, а также оборудования спортивных и игровых площадок, душевых и спальных комнат, – отметила Марина Лесун.
И тут надо понимать, что общественный контроль нацелен не на поиск виноватых и наказание, а на то, чтобы увидеть и своевременно устранить недостатки, которые потенциально несут опасность. Мелочей в охране труда не бывает. Даже если речь идет о перегоревшей лампочке.
Один инженер на район
– Есть проблемные вопросы, над которыми совместно с социальными партнерами нам предстоит еще работать, – обратила внимание главный технический инспектор труда отраслевого профсоюза. – Во-первых, это отсутствие специалистов по охране труда в школах, колледжах и детсадах.
Напомним, законодательство предусматривает введение в штат такого специалиста при количестве работников свыше 200 человек. Получается, что единственный, кто может оказать помощь, – инженер по охране труда Центра по обеспечению деятельности бюджетных организаций. Один специалист на целый район!
Второй момент: в бюджете не предусмотрена отдельная статья на приобретение СИЗ и другие мероприятия по охране труда. Финансирование на эти цели из местного бюджета осуществляется по остаточному принципу и по факту – не в полном объеме.
По мнению отраслевого профсоюза, региональным управлениям образования необходимо налаживать более тесную связь с центрами по обеспечению деятельности бюджетных организаций и выходить с вопросом увеличения финансирования на уровень исполнительной власти.
Учиться и учить
А как помогает профсоюз? Оказывает учреждениям образования методическую и консультативную помощь, проводит обучающие семинары, в том числе для руководителей. К слову, чтобы настроить систему управления охраной труда (СУОТ) на максимальную эффективность, отраслевым профсоюзом созданы образцы макетов, по которым сегодня строится работа во всех детсадах, школах, колледжах, вузах. Это реальная помощь.
– В вопросах профилактики травматизма также работаем в тесном контакте с нашим социальным партнером – Министерством образования, – подчеркнула Марина Лесун.
Кстати, один из свежих примеров успешного взаимодействия – утвержденные профильным министерством правила безопасности образовательного процесса для всех ступеней обучения. Они разработаны с непосредственным участием профсоюза, причем впервые в таком расширенном масштабе.
В профсоюзных первичках сегодня работает около 15 тыс. общественных инспекторов. Как показывает практика, там, где к их выбору подходят принципиально, результат соответствующий.
– Законодательство об общественном контроле дает нам широкие полномочия, – резюмировала Марина Лесун. – Главное, чтобы работа общественных инспекторов не ограничивалась подписями в журналах.
МНЕНИЕ
Марина ЛЕСУН,
главный технический инспектор труда Белорусского профсоюза работников образования и науки:
– В целом в вопросах совершенствования системы охраны труда всеми социальными партнерами сделано немало. Профсоюзу в том числе удалось повысить уровень квалификации и расширить компетенцию своих общественных инспекторов труда: проведено почти 300 обучающих семинаров с участием свыше 12,5 тыс. человек.
Наталья КОВАЛЕВА
Фото из архива «Беларускага Часу»